Власник сторінки
Директор Киевского отделения Украинского института стратегий глобального развития и адаптации
Личная история, биография, которая начинается задолго до нашего рождения, определяет то, кем мы есть. В кого "очистители" истории превращают украинца?
Два события прошлой недели задали тон
размышлениям, которые и с точки зрения времени, и в смысловом отношении выходят
далеко за их рамки.
Первое. На лужайке перед Домом-музеем Максима
Рыльского, недалеко от Голосеевского парка неизвестный мне парень лет 20-25
природною та гарною українською мовою рассказывал перед
немногочисленной публикой о том, что не сохранилось ни одного фотоснимка евреев,
которых ведут на расстрел в Бабий Яр. Кроме того, я узнал, что около 170 тыс.
представителей этой национальности выехало из Киева накануне оккупации и
поэтому расстреливать было в общем-то некого. Плюс, не найдены останки убитых.
Вывод не нужно было даже озвучивать: история Бабьего Яра — часть
коммунистической (или нацистско-коммунистической) пропаганды.
Понятно, что аргументы, приведенные юным
агитатором, были, скажем так, не убедительны. Весь мир облетели цветные
фотографии Йоханнеса Хэли (сделанные в 1941 году!) на которых именно киевских
евреев ведут именно на расстрел в Бабий Яр. Советская идеологическая машина
долгие годы замалчивала страшную трагедию и только под давлением мировой
общественности сделала Бабий Яр местом памяти — монумент был поставлен лишь в
1976 году.
Второе. В Филармонии в честь 110-летия со дня
рождения Дмитрия Шостаковича прозвучал его вокальный цикл «Из еврейской
поэзии». Шостакович, который, кстати, евреем не был, посвятил «еврейской теме»
не только этот цикл, но и грандиозную 13-ю симфонию на стихи Евгения Евтушенко
«Бабий Яр».
Почему я связываю эти события?
Шостакович испытал на себе все прелести жизни
великого композитора при дворе тоталитарных вождей. Он был гоним и обласкан,
писал «официальные» оды Сталину (типа оратории «Песнь о лесах»), но в своих
главных сочинениях — симфониях — обличал и его, и тот мрак, который царил в
стране. С точки зрения нашей антикоммунистической компании, этот композитор
является каким-то парадоксом, так и хочется сказать: казнить нельзя помиловать.
Сколько еще таких парадоксов приготовила нам
история? Очень похоже на то, что борьба с коммунистическим наследием — в силу
злого умысла или непрофессионализма исполнителей — превращается в очередное
переписывание учебников. Причем, мы практически убиваем историческую память
относительно молодых промышленных регионов типа Донбасса, которые
сформировались в современном виде 100-150 лет назад. История подавляющего
большинства их жителей связана с последними десятилетиями царской России и
СССР. Пусть их привезли (или они приехали сами) на украинские земли, но их
личная, «неукраинская», как теперь выяснилось, история сегодня перечеркивается.
И так как человек без биографии — не человек, они начнут искать (и находить!)
свое место в истории, написанной не в Украине. Боюсь предположить, что именно в
этом и состоял план борьбы с советским прошлым.
И об обратной стороне «очищенной» украинской
истории. После «ампутации» значительного пласта фактов, событий, личностей (тех
же Прокофьева, Гоголя и многих других — фейсбучные активисты расширяют список
до бесконечности) оставшаяся часть получилась несколько деформированной. Там
тоже, по крайней мере, с точки зрения внешнего мира, наличествовали серые
пятна. И вот, ссорясь с поляками, россиянами, евреями мы начинаем рассказывать
и то, и другое, и что, может, и Бабьего Яра не было.
Еще раз — личная история, биография, которая
начинается задолго до нашего рождения, определяет то, кем мы есть. В кого
превращают украинца?
www.uisgda.com
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.