Харьковский художник уже после смерти губернатора обвинил его в самодурстве в деле благоустройства. На самом деле причиной было разорение семьи художника из-за переноса торговли из центра города.
С тех пор, как на рубеже XIX и XX ст. в харьковской газете «Южный край» были
опубликованы воспоминания харьковского художника Василия Парфентьевича Карпова, тысячи людей
ознакомились с ними и для них многие события переданные автором стали уже не
просто текстами воспоминаний, а исторической истиной. Тексты Карпова читались
многими поколениями харьковчан с огромным интересом, к ним было приковано
внимание журналистов, историков, краеведов. А в 1933 году издательство
опубликовало «Воспоминания старожила» со
значительными сокращениями. Тем не менее, эти воспоминания долгие годы были
библиографической редкостью. Когда в 2007 году мой Харьковский частный музей
городской усадьбы готовил к изданию «Харьковскую старину» я не мог
предположить, что эти тексты, будут использоваться против исторической
справедливости, и будут перепечатаны другими авторами без ссылок на Василия
Парфентьевича Карпова.
Сначала остановлюсь на личности автора
этих воспоминаний. Автор этой книги Василий Парфентьевич Карпов (1834 –
14.04.1906) принадлежал к одной из самых известных в Харькове купеческих фамилий. Родоначальником этого рода следует считать
Кременчугского купца 3-й гильдии Дорофея Карпова, чьи дети Федот, Артемий и
Михаил переехали в Харьков в начале 1780-х годов. М.Д. Карпов в 1794 г.
вернулся к отцу, а двое его братьев постоянно проживали в Харькове. Артемий
Дорофеевич Карпов (1747 г.р.) известен как человек сурового нрава, любитель
нажиться от казны, был самым ярким городским головой г. Харькова в 1784–1789
гг., собрал вокруг себя свою партию купеческого общества, которая соперничала с
партией купца А.В. Тамбовцева. Карповы владели большой собственностью в
Харькове (на Николаевской площади два дворовых места), лавками в Гостином
дворе, Карповским садом с лучшим водоносным источником – Карповской криницей,
известным с момента основания города. В 1864 г. внуки Ф.Д. Карпова – Федор и
Кузьма Сергеевичи Карповы продали Карповский сад городу в вечное владение для
устройства первого водопровода, собственности же на Николаевской площади они
лишились еще 1820-е годы, когда ею владел их отец - купец 2-й гильдии Сергей
Федотович Карпов.
Наследникам А.Д. Карпова повезло больше,
они сохраняли свою родовую усадьбу на Николаевской площади до конца 1880-х
годов. Продал ее профессору Харьковского императорского университета А.С. Питре
автор нашей книги - В.П. Карпов. Необходимость такой продажи очевидна. К 1860-м
годам дворовые постройки домовладения на Николаевской площади начали приходить
в ветхость, В.П. Карпову пришлось заниматься перестройкой не только этих
построек, но и зданий выходящих фасадами на Николаевскую площадь и Горяиновский
переулок. Очевидно, все это очень обременяло художника, тем более, что он
вынужден был заниматься и торговлей, сдачей в аренду магазинов в здании на
Горяиновском переулке, пустующих помещений под жилье. Одним из магазинов
управлял лично Василий Парфентьевич, в нем продавались предметы искусства и
старины, редкие и дорогие предметы быта: люстры, светильники, мебель, обои,
витражи. Для человека творческого эта обуза и послужила поводом для продажи
дворового места, которое принадлежало Карповым с середины XVIII столетия.
В.П. Карпов вел достаточно активную
деятельность в Харькове, часто выступал с необходимостью благоустройства
города, был участником докладной записки о переносе Биржи извозчиков с
Николаевской площади. Свои взгляды и убеждения он широко отразил в своих
воспоминаниях. Достаточно вспомнить, как он набросился с обличениями в адрес
генерал-губернатора Сергея Александровича Кокошкина.
Помимо коммерческой и творческой
деятельности В.П. Карпов преподавал в нескольких гимназиях черчение и
рисование, организовывал вечера и участвовал в них как лектор. С начала 1880-х
годов Карпов печатается в Харьковских губернских ведомостях под псевдонимом
«Дон Базилио», его статьи посвящены культурной жизни города. Особенное внимание
уделял выставкам художников, публикуя статьи с рядом критических и едких
замечаний. В последующие годы он становится корреспондентом газеты «Южный
Край», где также освещал культурные события.
Теперь же вернемся к вопросу о Сергее
Александровиче Кокошкине. Почему Василий Карпов так яростно набросился на
Кокошкина, посвятив ему так много внимания в своих «Воспоминаниях старожила»?
Карпов был из купеческой семьи, в первой половине XIX ст. они хоть и оставались
купцами 2-й гильдии, но без особого влияния на купеческую среду. Торговлей
занимались менее чем в прошлые года, значительно больше выгоды приносила сдача
в наем лавок в центральной части города (кроме них, ни у кого больше не было
отдельно стоящих лавок в центре из купцов, остальные только у Храмов:
Успенского собора, Покровского монастыря, Николаевской церкви). И тут
появляется 2-й гильдии купец Андрей Павлович Климов, ранее он был приказчиком у
купцов Кузиных, поэтому имел влияние на вдову коммерции советника Кузьмы
Никитовича Кузина – Екатерину Ипатьевну. У последней за рекой Лопанью были
построены каменные Суздальские ряды. Климов и затеял эту историю с переводом
торговли. духовенство было против. Однако все решил императорский указ, в деле
нет ни одной бумаги от генерал-губернатора, решал вопрос гражданский губернатор
– Сергей Николаевич Муханов тоже кстати за год до появления Кокошкина. Но как
раз исполнение этого указа пришлось на 1848–49 годы, и тут Карповы конечно
потеряли очень много, в год как минимум 3000 руб. серебром. И своя торговля
пошатнулась. Потом продавали и дворовые места и Карповский сад городу и дома в
центре. Самому художнику тоже пришлось продавать старый дедовский дом на
Николаевской площади.
Какие же были обвинения у Карпова? Он ни
словом не обмолвился о своей обиде, обиде рода, о лавках Карповых. Художник
живо и красочно описывал якобы самодурство Кокошкина в деле благоустройства
города Харькова. Однако на самом деле Кокошкин, издав свои первые распоряжения
о благоустройстве города: проблемы замощения, мостов, тротуаров, освещения,
получил ответ из городской думы – нет денег. Кокошкин затребовал бухгалтерские
книги и финансовые отчеты. Через месяц его ответ: По закону утвержденном указом
императора с каждой проданной лошади в Харькове взимается 5 коп. серебром.
Почему этот налог не зафиксирован в приходных книгах? Продажа лошадей в городе
ежегодно на уровне нескольких тысяч голов. Так появились деньги на
благоустройство Харькова. Отметим этот важный момент в пользу
генерал-губернатора.
Далее борьба с пожарами. Карпов так представил
нам Кокошкина, что он лично бегал по городу и требовал крыши делать
металлические и устанавливать на верху ведра с мочалками. Но это не его
требование, а требование всероссийское и харьковская пожарная команда
занималась исполнением этих требований. Крыши, ведра и швабры на домах – это
закладывалось изначально в типовых проектах зданий, а альбомы этих типовых
проектов делались в Петербурге и оттуда рассылались по губерниям.
Колодцы, как пишет Карпов, это любимое
дело Кокошкина. А вот на самом деле и нет. Ещё в 1840-е годы участились случаи
заболеваний от застоявшихся в колодцах вод. Решение о проверке всех колодцев в
городах принималось в МВД и оттуда циркулярно шло по губерниям. Составлялись
списки всех колодцев, источников, университет наш проводил исследование воды в
открытых источниках. И при чем тут Кокошкин?
Мосты! Да каждый год в Харькове сносило
половодьем какой-нибудь мост, или повреждало. Вот и занялся человек лично, так
как хотел разобраться, по чьей это вине происходит.
Ещё один пунктик Карпова – харьковский
городской голова Фёдор Михайлович Рудаков, якобы за сопротивление Кокошкину он
был сослан в Уфу. А вот и ни при чём Кокошкин? Взбунтовались члены думы, такие
же купцы, как и Рудаков. А суть их возмущений состояла в том, что заседания
думы Рудаков проводил у себя на дому, все были недовольны и составили письмо не
Кокошкину, а в МВД и через губернское правление был получен ответ о проведении
судебного разбирательства.
Очень важный момент это каким образом
наказал Кокошкин купца 1-й гильдии Василия Кондратьевича Елиокина за отказ
строить Озерянский храм на Холодной горе. Кокошкин не к суду привлек молодого
купца (1827 г.р.), а говорил с ним лично. Суть дела такова: в 1846 г. Елиокин
сам изъявил желание за свои средства и самостоятельно построить этот храм. За это его желание Синод прислал Елиокину
награду – золотую медаль на Анненской ленте с надписью «За усердие». Наглый
Елиокин носил медаль, а к строительству не приступал. Переписка длилась до 1851
года, писали и Синод, и гражданский губернатор и архиепископ Филарет
(Гумилевский). Купец богател и наглел, полицмейстер уже никак не мог повлиять
на Елиокина, и только тогда архиепископ Филарет обратился к Кокошкину.
Генерал-губернатор лишь убедил Елиокина исполнить обещание. В чем его вина?
Ещё одним обвинением Карпов затронул
постройку нового здания присутственных мест. И здесь вины Кокошкина и его
личного желания не было. Когда строили Александровскую колокольню, то вес
здания отразился ещё даже при двух её этажах на соседних зданиях. Сначала в
университетском здании пошла трещина, что послужило причиной чуть ли не
отставки университетского архитектора Евгения Васильева, потом разобрались,
обошлось всё ремонтом, т.к. Васильев строил здания с учетом того, что это
склон, применял современные технологии в проекте и постройке зданий. А вот
присутственные места строились в XVIII ст. и в 1844 году трещины пошли во
многих местах, особенно в сторону Университетской улицы. Вот поэтому и решили
здание старое разбирать и строить новое. И началось всё до Кокошкина и без его
вмешательства.
Ещё два момента, которые в обвинениях у
Карпова: снос бывшего Мироносицкого кладбища и деревянной колокольни
Николаевской церкви. Ни к одному из этих событий Сергей Александрович Кокошкин
не имеет никакого отношения. Он прибыл в Харьков, когда на месте Мироносицкого
кладбища было уже ровное место – площадь. Причина в Институте благородных
девиц, который располагался напротив, а туда, как известно, приезжали члены
императорской семьи, заброшенное кладбище сразу бы в глаза бросалось. Поэтому
его и снесли в начале 1840-х годов. Что касается колокольни, то здесь все
решалось в Харьковской духовной консистории, внимание обратил архиепископ
Филарет (Гумилевский).
И напоследок скажу, что Сергей
Александрович Кокошкин руководил не только Харьковской губернией, но и
Полтавской и Черниговской. Он не мог только сидеть и заниматься только
Харьковом. По моему мнению, он был достойный человек, порядочный и честный. Мне
не с кем его сравнивать со всеми последующими руководителями губернии, области,
да и всей современной Украины.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.