Афганские лидеры ходят в военной форме, с наградами, хлопают друг друга по плечу, обнимаются: «Братушки, братаны, боевое братство…» А в реальной жизни?
Афганские лидеры ходят в
военной форме, с наградами, хлопают друг друга по плечу, обнимаются: «Братушки,
братаны, боевое братство…». По ТВ и в печатных СМИ с гордостью перечисляется,
скольким бойцам помогли, сколько средств собрали.
Автор свидетель – среди
афганцев идут постоянные войны за лучшие маршруты для «своих» маршруток, якобы
для помощи боевым товарищам. Для торжеств арендуют самые дорогостоящие
концертные площадки города, собирают деньги чтобы поехать и дать концерт нашим
солдатам на блок – посту.
Но вот есть у меня товарищ –
солист легендарной группы «Степ», соавтор культового «Смаженого кабанчика» Володя
Ефимов. Он в своё время более трёх месяцев реально воевал в Афгане. В смысле в
составе ансамбля «Волна» Севастопольского Дома офицеров выступал под
бомбёжками, артобстрелами, принимал участие в реальных боевых действиях.
Рассказывал, как Кобзон забивал
вертолёты тюками с дублёнками, как в вертолёт с новейшей и невероятно дорогой
звуковой аппаратурой Розы Рымбаевой угодил
«Стингер», как спасались курением анаши. Имеет удостоверение и награды.
Но когда ему понадобилась
дорогостоящая операция, я по нескольку раз обошёл ВСЕХ руководителей наших
«братушек», афганских организаций. Дошёл до Червонопиского. Повторить вам всё,
что я услышал? Оказывается. более нищих и обездоленных людей, чем руководство
афганцев, в мире не существует. И Володя до сих пор отдаёт долги за ту
операцию, а нужна ещё одна.
Вот его рассказ об Афгане
1)-АФГАН.
Все знают солиста группы
«Степ» Владимира Ефимова как одного из авторов и исполнителей всенародно любимого «Смаженого
кабанчика». Но мало кому известно, что он ещё имеет медаль «Ветеран войны в
Афганистане», так как за три месяца осени 1983 года в качестве ударника
эстрадного ансамбля «Волна» Севастопольского Дома офицеров объездил с
выступлениями все горные районы, многие воинские части нашего «ограниченного
контингента».
В том числе выступал и на площадке, у подножия дворца Амина. А до
этого служил срочную на кораблях Черноморского флота. Был с этим же ансамблем в
Ливии, Сирии. А также в дружественной Болгарии, во время проведения там учений
«Щит-82» и всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Вот его рассказ об этих
событиях. Рассказ разделён на 2 части.
В ВЕРТОЛЁТ, ГДЕ ЛЕТЕЛИ
ДВА КОМПЛЕКТА АППАРАТУРА РОЗЫ РЫМБАЕВОЙ,
УГОДИЛ «СТИНГЕР»,
В начале осени 1983 года я
вместе с эстрадным оркестром «Волна» улетел в Афганистан для обслуживания
нашего, как тогда говорили, ограниченного контингента. Прилетели в Кабул,
выгрузили аппаратуру, всё в диковинку. Первый концерт давали внизу, у подножия
дворца Амина, на открытой площадке. Вдруг поднялся Афганец, это такой ветер
пополам с пылью.
Ладони вытянутой руки уже не было видно. Когда утихло,
оказалось, что вся аппаратура забита песком. Концерт, конечно, отыграли, но нас
ещё до начала предупредили, что по сцене во время работы всё время необходимо
перемещаться, чтобы вражеским снайперам с гор труднее было в нас попасть (ну ни
фига себе!). Ладно, гитарист или певец может бегать, а как я побегаю за ударной
установкой?
Всё-таки насколько мог, старался раскачиваться из стороны в
сторону. Следующий концерт уже был в госпитале. Вот где я увидел настоящее лицо
войны. Там были наши ребята и без рук, и без ног, и без того и другого вместе.
После концерта офицеры нам предложили-ну что, мужики, курнём «дури». После
того, что мы увидели, ничего другого не оставалось. Но «дурь» там, конечно,
была знатная. Так «гребло», ну просто мама дорогая. Старожилы нам объяснили,
что ничем другим забыться невозможно-водки же там нет.
Так что за две-тря
бутылки водки, которые удавалось провезти, у аборигенов можно было выменять
хорошую дублёнку, которая тут, в Союзе стоила на тот момент от 500 до 1000
рублей.
Вообще об этом до сих пор
трудно вспоминать, так как там действительно на каждом шагу была смерть.
Зато некоторые известные,
признанные исполнители приезжали сюда исключительно на заработки. Они давали несколько
концертов либо в закрытых помещениях, либо на
хорошо охраняемых площадках. отбудут несколько представлений, набьют
десятки огромных тюков дублёнками, и-домой. И так каждый раз. Это я видел на
таможне собственными глазами. Много такого рассказывали и таможенники-они о них
очень презрительно отзывались. Хотя и вынуждены были пропускать без досмотра. Фамилий
называть видимо не стоит, так как они и сейчас популярны и везде рассказывают,
каким опасностям подвергали себя в Афганистане.
Мы же отыгрывали по нескольку
концертов ежедневно. Прилетаем, к примеру, в крошечную воинскую часть, что прилепилась
где-то на скале, и начинаем из «вертушки» выгружать аппаратуру. Гитаристу
хорошо, у него всего один кофр, а у меня много ящиков, попробуй несколько раз в
день загрузить их на «борт», потом выгрузить, затем на машину, после на сцену,
установить там. Отыграли-снова в машину, в вертолёт, из вертолёта, в машину,
потом опять на сцену-и так изо дня в день.
Сильно действовали на нервы только сами обстрелы, под которые
попадали регулярно, но и ожидание или пули
снайпера или мины. Всё время были в напряге, не расслаблялись. А покуришь-оно и
легче становится. Часто только дали
концерт, начинается обстрел. До сих пор не могу спокойно об этом вспоминать.
Всё как в кино-земля дрожит, люди падают, крики, стоны.
После обстрела вертолёт
зависает, на ходу забрасываем в него ящики с аппаратурой, и он круто взмываем
вверх. И так постоянно, полностью к этому привыкнуть не смогли до самого конца.
Доставалось и другим, тем кто по-настоящему «пахал», а не снимал сливки. Так, в
МИ-8, где летели два супердефицитных на то время комплекта аппаратуры «Маршалл»
Розы Рымбаевой, угодил «Стингер». Хорошо, сама она летела в следующем. Так что
не скучали.
В ОДНОЙ ИЗ ЧАСТЕЙ АНАШИ НЕ
БЫЛО, ВСЕ СИДЕЛИ ТОЛЬКО НА ГЕРОИНЕ. ПОПРОБОВАЛ-ЧУТЬ НЕ УМЕР,
Но народ и нравы там,
конечно, таковы, что нам не понять. Так, два наших прапорщика купили у соседа-афганца
одну из его многочисленных дочерей. Поселили её у себя в каптёрке,
кормили-поили, ну и конечно, «пользовали»
по очереди, по мере надобности. Потом, когда закончился срок их
предывания, они улетели к себе домой, в Союз, а «жену» бросили и предупреждать
о своём отъезде не стали. Та несколько дней поголодала, не выдержала и пришла к
их командиру-где мои мужья? Тот не «въезжает», чего она от него хочет. Когда
понял, пошёл к её отцу-мол, забери обратно дочь. А тот-зачем она мне нужна, её
кормить нечем. Не нужна вам-убейте.
В Кабуле, в женском
университете, давали концерт. Пришли за кулисы, а там на сцене несколько
человек на национальных инструментах играют и что-то своё заунывно поют. Нам
говорят-быстро расставляйте аппаратуру. Мы не понимаем-как же так, они ведь
поют. Ничего, говорят, потому что если артисты встанут, тут же все зрители выйдут,
и концерт давать будет некому. А попробуйте им объяснить? Бесполезно, нужно
успеть начать сразу, как только те артисты кончат играть. Делать нечего, быстро
расставляем аппаратуру. Успели подключить только один микрофон.
С последним
звуком «их» песни зрители быстро встали и дружненько пошли к выходу. Тут наш
аккордеонист подскочил к микрофону и
моментально начал играть. Остановились, вернулись, сели. После аккордеониста
сразу вылетел ансамбль танца с «Яблочком». Так один за одним показали все
номера.
«Дурь» в Афгане курили все.
Да иначе просто было невозможно всё то, что там творится, видеть и не «поехать
крышей». Но «товар» там, конечно, хочу ещё раз повторить, потребляли отменный.
С тем, что пробовали дома, никакого сравнения-небо и земля.. Да и вполне
доступен был по цене. Так, за одну вилку или ложку из нержавейки давали чёрную,
твёрдую пластинку миллиметровой толщины и размером где-то 3 на 3 сантиметра. Называли
её почему-то «чарлз». Когда после командировки я привёз такую пластинку в
Севастополь и дал попробовать пацанам, те просто офигели. Говорят-где ты взял
такую классную штуку?
Так вот, отщипнёшь маленький кусочек, забьёшь, и одного
«косяка» хватает, чтобы полностью «вставить» нескольких человек.
Однажды приехали в очень
отдалённую часть. Выгрузили аппаратуру, познакомились с ребятами. Так как была
уже ночь, концерт отложили на завтра. Как назло, в этой части совсем нет
«Чарлза», все плотно сидят исключительно на героине. Делают из фольги от
сигаретной пачки (тогда все сигареты были в алюминиевой фольге) что-то типа
ложечки, насыпают в неё капельку порошка, снизу греют на огне зажигалки, и
когда появляется дымок, вдыхают его через стеклянную трубочку.
Делать нечего,
покурил и я. Что со мной после этого было-ни в сказке сказать, ни пером
описать. Куда-то улетел, кувыркаюсь, ничего не понимаю, что со мной, какие-то
ужасные кошмары, еле вернулся. Потом блевал дальше чем видел, чуть наизнанку
всего не вывернуло. Еле отошёл, с тех пор ничего, кроме конопли, больше никогда
не пробовал.
…Я НАЖАЛ КНОПКИ ЭЛЕКТРОННОГО
ПУЛЕМЁТА И ОТПУСТИЛ ИХ ТОЛЬКО ТОГДА,КОГДА
РАССТРЕЛЯЛ ВСЕ ПАТРОНЫ.
Однажды мы подлетали к
Джелалабаду, там у нас должен был быть очередной концерт. Но из-за сильного
обстрела километров 20 не долетели, сели где-то на горной площадке. Площадка
была защищена горами, место тихое, решили пересидеть. Каково же было наше изумление,
когда по рации сообщили, что сели мы на…минное поле. Что делать, из машины
выходить нельзя, автотранспорт подойти не может.
Тогда пилоты говорят-мы сейчас
изменим маршрут, полетим по ущелью. Пусть это будет дольше, зато безопаснее. А
по инструкции им нельзя было летать ниже 4000 тысяч метров, где «НУРСЫ»
вертолёт уже не доставали. Тут же ребята решили лететь почти по самому дну
ущелья. Я сначала не понял, как такое возможно, ведь ущелье настолько узкое,
извилистое, что казалось по нему даже танк не пройдёт, не то что вертолёт.
Сразу вспомнился
нашумевший советский боевик «В зоне особого внимания, ответный ход»? Там наш
офицер говорит бабушке-уходите отсюда, тут сейчас пойдут танки. Та-А как же они
пройдут, тут ведь узко? Ничего, отвечает, эти на одной гусенице, эти пройдут.
Так и у нас. Когда же полетели, я снова не понимал, почему мы летим и не
разбиваемся. Потому что сплошная серо-коричневая стена, как в фантастическом
боевике, на огромной скорости пролетает
мимо, и время от времени винт едва не касался скалы. Но душманских снарядов
избежать всё равно не удалось, с гор нас начали нас обстреливать. Наш стрелок
только взялся за пулемёт, как тут же упал, признаков жизни не подаёт. Пилот
кричит-кто будет стрелять? Я, говорю. Нажал на кнопки, стреляю.
А там, в ленте,
через два патрона обычных один трассирующий, так что отлично видно, куда
очередь попадает, даже в прицел смотреть не надо. Остановился, только когда
патроны кончились. Едва прилетели и выгрузили аппаратуру, мне говорят-что это у
тебя? Посмотрел в зеркало, а сбоку головы кровь, и достаточно большая ссадина.
Пуля только оцарапала. Что ж, значит, в рубашке родился.
Когда, уже поздней осенью,
возвращались домой, каждый вёз «дури» столько, сколько мог протащить через таможню.
Как это делали, рассказывать не буду. Могу сказать только, что у нашего
иллюзиониста была чашка с двойным дном. А в торцах-тоненькие щели. Он и
выстелил дно чашки «Чарлзами». Я говорю-ты брось, если есть двойное дно, туда в
первую очередь полезут искать. Вот он проходит контроль. Таможенник взял в руки
его пиалочку с фокусом и говорит-о, щелочка. А что там у нас в потайном дне? Достал
ножичек и стал поддевать.
Парниша то зелёный, то синий, то бледный, то
фиолетовый. Контролёр это видит и ловит
кайф, предвкушает, специально растягивает удовольствие. Открыл и
удивился-ничего. Фокусник наш едва смог
выдохнуть, так переволновался. Оказалось, он после моих слов пластинки
всё же перепрятал, но потом сам об этом забыл. Так что таможня дала добро, все
прошли благополучно.».
Сейчас Владимир Ефимов и
Сергей Василенко, составляющие группу «Степ», уже повзрослели, остепенились и
стали серьёзнее. Достаточно давно не пьют ничего крепче кофе, и курят только
обычные сигареы. Готовят новые программы, новые альбомы. А старое вспомнить
всегда приятно.
Владимир МАРУС
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.