Инвестируйте в доверие!..

18 квітня 2011, 09:02
Власник сторінки
Народный депутат Украины, основатель «Института прав человека, противодействия ксенофобии и экстремизму (ИПЛЕКС)»
0

Многие считают, что защита прав национально-культурных меньшинств, налаживание диалога между представителями различных религий, противодействие различным проявлениям нетерпимости и т.п. деятельность является либо уделом самих потерпевших и сочувствующих,

Большинство людей уверены, что только после решения социально-экономических проблем, можно будет ставить вопрос о росте взаимопонимания, толерантности и доверия в обществе. В том смысле, что только сытый может быть человечным…

Не берусь оспаривать значимость социально-экономического «базиса», а хочу обратить внимание на важность нематериальных факторов развития общества. Это позволит прояснить мотивацию многих людей к благотворительной, правозащитной и гражданской деятельности, а также даст возможность адекватно оценить их вклад в развитие Украины.

Важнейшими из нематериальных категорий развития любого общества являются «Доверие», «Взаимопонимание», «Толерантность». Если разобраться, то эти, казалось бы, иллюзорные категории, являются сугубо прикладными, а их утилитарный смысл еще не оценен в полной мере.

Доверие — это добровольно принятые на себя взаимные обязательства. Люди начинают доверять другим только тогда, когда между ними есть взаимопонимание, т.е. когда человек уверен, что его понимают, уважают, не обманывают и наделяют встречным кредитом доверия. Без толерантности невозможно взаимопонимание, т.е. невозможно стать ни субъектом, ни объектом доверия. Чем шире круг толерантности и взаимоуважения, тем шире и сильнее доверие.

Без этого нематериального фундамента невозможно построить ни нормального общества, ни эффективного государства, ни развитой экономики.

Еще 50 лет назад представители постклассического направления экономической мысли пришли к выводу, что в обществах, основанных на доверии, уровень развития и благосостояния выше, чем в обществах с низким уровнем доверия. Причина заключается в том, что в обществах доверия, между людьми существует устоявшийся консенсус относительно правил игры, т.е. существуют соблюдаемые законы и эффективно работающие институты, позволяющие решать стандартные жизненные задачи без налаживания личных взаимоотношений по любому возникающему поводу. Для того, чтобы человека нормально полечили в больнице, не нужно быть родственником главврача, не нужно думать, кому бы еще заплатить, чтобы не поставили неверный диагноз или не прописали бесполезное лекарство и пр.

Поскольку повседневные проблемы в обществах, основанных на доверии, решаются на основе самоорганизации, самоуправления и рационального экономического выбора, то основной массив государственных институтов сосредотачивается на верхних государственных уровнях жизнедеятельности, на которых решаются сложные задачи, связанные с управлением и развитием, национальной стратегией, повышением качества жизни и т.п. Собственно политический процесс в таких обществах сосредоточен вокруг местных повесток (в каком районе лучше строить дорогу или бассейн) и вокруг глобальных вопросов (запрещать или разрешать аборты, развивать космические программы или увеличивать ассигнования на образование). В таких обществах на это всегда есть деньги, поскольку люди более охотно создают личные накопления, попадающие на фондовый рынок, в банковскую систему или в реальный сектор. Общество доверия, таким образом, создает экономику доверия и легитимирует государство в целом.

На отсутствие доверия общество реагирует двояко.

С одной стороны, доверие переносится вовне – люди начинают доверять иностранным валютам, банкам, лидерам, роддомам, школам, университетам и врачам и пр. А с другой, доверие сворачивается вовнутрь, т.е. на место формальных норм и механизмов приходят неформальные – блат, коррупция, землячества, кумовство, неписанные нормы поведения, «понятия», круговая порука, система опознавания «свой-чужой» по био-этническим признакам. Такое явление, как оргпреступность это квинтэссенция и главный продукт конкуренции в условиях неработающих формальных норм и государственных институтов. Ф.Фукуяма совсем как в воду глядел, когда говорил, что в странах с низким уровнем доверия, таких как «Россия и некоторые другие бывшие коммунистические страны, ... нередко наиболее крепкими сообществами оказываются преступные группировки», а также, что «в России и Украине частные компании, как и политические партии, либо очень слабы, либо вообще отсутствуют, а в период выборов обозначаются лишь крайние, взаимопротивоположные позиции, связанные с личностями, а не четкими политическими программами».

Поскольку в обществе недоверия люди не могут договориться об общих правилах игры, то они вынуждены компенсировать их отсутствие личными взаимоотношениями и взаимодействием в рамках неформальных институтов. Правящие элиты отвечают на это попытками установления патерналистских режимов, связывающих своих граждан жесткими обязанностями. Из-за неэффективности и невостребованности права на первое место в шкале ценностей такого общества выходит архаичный «культ справедливости», но поскольку формальные регуляторы справедливости тоже не могут существовать без доверия, поклонение этому культу приводит к еще большей несправедливости, имущественному расслоению, нарушению прав и свобод, дискриминации. Такие политические режимы оказываются неустойчивыми и часто насквозь коррумпированными. Избиратель в обществе недоверия воспринимает экономическую конкуренцию как вредную, а демократию, как «бесхребетную» и неспособную повысить благосостояние широких масс.

Недоверие в обществе приводит к формированию соответствующей экономики. Государство, корпорации и отдельные индивиды вынуждены тратить большое количество средств на компенсацию дефицита доверия. Колоссальные объемы государственных средств, вместо образования и здравоохранения идут на финансирование аппарата мониторинга, принуждения и «исправления личности». Корпорации тратят огромное количество денег на содержание юристов, специалистов по безопасности, коррупцию, защиту от коррупции и всевозможных рейдеров. Простой человек кроме того, что часто становится жертвой коррумпированных чиновников и бандитов, также вынужден дважды платить буквально за все и постоянно прибегать к услугам нотариусов, юристов, консультантов и охранников. Экономика недоверия постоянно самовоспроизводится, без оглядки на динамику ВВП и состояние базовых отраслей, а кризисы и катаклизмы действуют на нее не угнетающе, а стимулирующе.

Понятно, что самоуправление и самоорганизация тоже не могут работать без доверия. Поскольку жить в такой атмосфере недоверия трудно, то люди начинают дистанцироваться друг от друга, обособляться в политической, экономической и гражданской сфере, вызывая атрофию легальных общественных и государственных институтов. Круг замыкается…

Теперь несколько принципиальных выводов.

Вывод первый: доверие не может являться результатом специальных реформ и итогом избирательных кампаний. Оно является исключительно продуктом каждодневной индивидуальной работы и формируется на основе толерантности, доброжелательности, взаимоуважения, добровольно взятых на себя и исполненных обязательствах.

Вывод второй: низкий уровень доверия к государству и его представителям это не причина недоверия в обществе, а его следствие. Говоря другими словами, наши политические антипатии это результат нашей неспособности договариваться друг с другом. Ничего не изменится в лучшую сторону, пока мы сами не научимся жить по цивилизованным правилам. 

Вывод третий: без социальных инноваций, результатом которых станет рост доверия в обществе, любые нововведения в промышленности, инфраструктуре, строительстве и пр. не дадут желаемого эффекта. Люди будут с удовольствием пользоваться ими, но при этом каждый день будут жить так, как будто они туристы, приехавшие в чужую страну.

Вывод четвертый: наиболее рентабельной и стратегически верной инвестицией для любого бизнеса в Украине является именно доверие, а не газ, земля и полезные ископаемые.

Вывод пятый: будучи добрыми, участливыми, честными и толерантными, мы неоценимо помогаем себе и обществу в целом.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.