Общеизвестно, что Крым - регион многонациональный и толерантный. Но мало кто знает, что у истоков идеи мирного сосуществования множества этнических и религиозных общин Крыма стоит Исмаил Гаспринский.
Исмаил Гаспринский - крымский
татарин, талантливый журналист, педагог и писатель, политик, убежденный
либерал. Всю жизнь он положил на алтарь объединения тюркских народов тогдашней
Российской империи в единую культурную общность. Но единство мусульман он хотел
использовать не для конфронтации, а ради мирного сосуществования с другими
народами.
Исмаил Гаспринский родился в 1851 г. в Крыму в небольшом
селении возле Ялты. Его отец Мустафа был офицером, который сумел заслужить дворянский
титул и право на его передачу по наследству. Начальное традиционное религиозное
образование он посчитал для сына недостаточным. Поэтому отдал его в
Симферопольскую гимназию, а потом в Воронежское и Московское военное училище. Именно
в Москве Исмаил становится татарским, а точнее тюркским патриотом. Узнав о
восстании греков против турок на острове Крит, рвется помогать своим
единоверцам. Полиция, правда, пресекла юношескую горячность, задержав
Гаспринского на пути к турецкой границе.
С тех пор Исмаила на военное
поприще не тянет. Он возвращается в Крым, чтобы преподавать русский язык. В 1871 г. Гаспринский отправляется
в масштабный заграничный вояж. Сначала Франция, где он работает переводчиком,
посещает лекции в Сорбонне и к тому же служит личным секретарем великого русского
писателя Ивана Тургенева. Потом – путешествия в Испанию, Австро-Венгрию,
Польшу. После – транзит через Алжир, Тунис, Египет, Грецию и остановка в
Стамбуле. Через пять лет после отъезда он возвращается в родной Крым уже другим
человеком. За спиной солидный багаж знаний и позитивных впечатлений, которые
оставила после себя Европа.
Гаспринский оседает в Бахчисарае
и окунается в местную политическую жизнь. Город к тому времени превратился в
плавильный котел наций, культур и религий. Татары, греки, русские, евреи – все
перемешалось в этом полиэтническом городке… Вскоре Гаспринский становится гласным
городской думы, а в 1879-1883 гг. – городским головой. При нем в Бахчисарае
зажглись первые фонари, открылась народная больница, бюджет города увеличился в
три раза. Кроме того, ему удается восстановить справедливое представительство
татар в местной думе, составлявших большинство населения города. При этом Гаспринский
принципиально следит за соблюдением прав представителей других национальностей
и пресекает любые попытки посеять вражду.
Став жертвой бюрократических
интриг, И. Гаспринский добровольно слагает полномочия городского головы. Его
увлекает новая идея – издание просветительской газеты на языке, который бы
понимали все тюрки-мусульмане Российской империи. Для этого он даже
конструирует такой полуискусственный язык в надежде, что в будущем он станет
литературным наречием всех мусульман страны. Придуманный Гаспринским лозунг
"Единство в языке, мыслях и действиях" должен был иметь почти
буквальное воплощение. Деньги на газету Исмаил берет у своего тестя, чем
подрывает финансовое благополучие последнего и провоцирует развод с первой
женой. Зато вторая его избранница Зухра становится правой рукой Гаспринского в
издательском деле. Она жертвует фамильные драгоценности на благо осуществления
мечты своего мужа.
В апреле 1883 р. выходит первый
номер долгожданной газеты «Переводчик», сначала тиражом 320 экземпляров. В
следующие годы он вырос до 12-20 тыс. С каждым годом популярность издания
набирает обороты. Ее получают подписчики не только в России, но и в Туркестане,
Румынии, Китае, Иране, Египте, Болгарии. Парадоксально, но за границей она
пользуется большей популярностью, чем у себя дома. До 1905 г. «Переводчик»
фактически не знает себе равных и уже тогда считается авторитетнейшей газетой
мусульманского мира. Только через несколько лет «Переводчик» уступит пальму
первенства более радикальным изданиям и будет закрыт лишь в 1918 г.
Для Гаспринского издательство – способ
донести миру свои идеи и ознакомить с ними широкие массы тюрков-мусульман. Он
считает возможным формирование единой исламской нации тюрков – от Крыма до
средней Азии. Но объединение это нужно не для войны с христианскими народами, а
для мирного и плодотворного сосуществования в рамках единого государства. Российская
империя, по мнению Гаспринского, – прямая наследница Золотой Орды. Рано или
поздно в своих границах она объединит все земли тюрков-мусульман. «России суждено будет сделаться
одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит
ее значения как великой христианской державы», – прогнозирует Гаспринский. Татарские мусульмане должны
отказаться от узости кругозора и наконец-то воспринять империю как общее
достояние мусульманского и христианского миров. При этом он жестко критикует
как тогдашнюю царскую администрацию, которая не хочет разобраться в
особенностях бытия мусульманских общин, так и своих соплеменников, за
приверженность радикальным взглядам и самоизоляцию.
Будучи искренне верующим, он не поддерживал насилие, даже если
одной из сторон конфликта являются его единоверцы. Например, когда в 1905 г.
вспыхивает конфликт между азербайджанцами и армянами, «Переводчик» выступает с
призывом к умиротворению. Позже Гаспринский всегда тепло отзывается об армянах,
несмотря на их непростые отношения с мусульманами.
Исмаил Гаспринский уникален тем, что поднимает уровень
самосознания татар, не конструируя при этом образ врага. Не «они» (иноверцы,
пришельцы, соседи) виноваты во всех наших бедах, а «мы» сами виноваты, сами
ответственны за свое долготерпение, за пассивность, леность души,
ограниченность мысли. «Дайте мусульманам возможность знать Россию, ее жизнь и
законы, – обращается
Гаспринский к власти, – дайте
им возможность приобретать знания, облегчите доступ к ним новых идей и
принципов, и вы увидите, как быстро оживет, очеловечится и примкнет к русской
мысли и жизни дремлющая и апатичная мусульманская масса».
Миролюбие, либерализм и стремление к компромиссу не всегда
нравятся окружающим. Некоторые крымскотатарские деятели обвиняют И.Гаспринского
в предательстве национальных интересов, а царская администрация подозревает его
в симпатиях к пантюркизму. Но даже под таким перекрестным огнем Исмаил остается
самым популярным общественным деятелем. Когда грянула гроза революции 1905 г. он возглавляет
активное движение за права соплеменников. Гаспринский входит в состав
делегации, которая встречается с премьер-министром Сергеем Витте и представляет
ему петицию реформ из 17 пунктов. Характерно, что знаменитому издателю,
известному своей религиозной терпимостью, поручают деликатную миссию –
переговоры с Петербургским митрополитом Антонием. И он с ней прекрасно
справляется. Параллельно Исмаил отбивается от нападок крымского исламского
духовенства, которое боится утратить свои привилегии.
В августе 1905 г. Гаспринский возглавляет всероссийский форум мусульман
в Нижнем Новгороде, который перерастает в учредительный съезд партии «Союз
мусульман». Под его влиянием программа партии окрашивается в либеральный
оттенок, что позволяет ей идеологически примкнуть к кадетам. Позже партия
постепенно дрейфует от левого к правому крылу либерального движения. Свою
главную задачу «Союз» видит в объединении мусульман, учреждении конституционной
монархии, отмене всех дискриминационных по отношению к мусульманам законов. Гаспринский
возглавляет непосредственно крымское отделение партии.
Дальше – больше. Татарский просветитель планирует провести
всемирный конгресс мусульман. Его мечта воплощается в жизнь в 1907 г., когда авторитетные
деятели Востока собирается на съезд в Каире. Лейтмотив встречи – реформы
исламского общества, которые привели бы к подъему экономики, образования и
культуры мусульманских народов.
Последние 10 лет жизни стали пиком популярности Гаспринского в
Российской империи и за границей. Именно тогда начинает приносить плоды новая
образовательная система для мусульман, которую предложил Гаспринский. Она
называется джадидизм. Раньше исламские традиционалисты применяли систему
слогового преподавания, когда буквы сливались в слоги, а из слогов потом
составлялись слова. Гаспринский применил так называемый звуковой метод, когда
каждой букве алфавита соответствовал определённый звук. В конце ХІХ в. в Бахчисарае уже семь таких учебных
заведений. Специально для них Гаспринский пишет оригинальный учебник. Позже
система распространяется во всем тюркско-татарском мире. Только в Поволжье открылись
694 новых школы, где велось преподавание по системе Гаспринского. Для
пропаганды своего метода он едет даже в далекую Индию…
Слава Гаспринского перешагнула
границы. В 1910 г.
французский журнал "Revue de Mond Musulman" выдвигает знаменитого
просветителя кандидатом на присуждение Нобелевской премии мира. И хотя премию
Гаспринскому так и не присудили, это не умалило его достижений.
Исмаил Гаспринский умер в
сентябре 1914 г.
и был похоронен в родном Бахчисарае. Он оставил после себя успешную газету,
десятки литературных и публицистических произведений, сотни новых школ. Но
главное его наследство – это гуманизм и вера в возможность мирного сосуществования
разных народов в рамках одного государства. "Добрых людей должны знать и помнить все люди без различия расы и
исповедания: добро есть добро, кто бы, где бы то его ни делал" – любил
говорить Гаспринский. Без сомнения, сам он был именно таким человеком. И даже
спустя целое столетие мысли и идеи великого сына крымско-татарского народа как
никогда актуальны в современной Украине.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.