Годичный цикл наиболее престижных международных кинофестивалей традиционно открывает Берлинале. О впечатлениях отборщиков Одесского международного кинофестиваля - арт-директор ОМКФ Алик Шпилюк
Как известно, годичный цикл наиболее престижных
международных кинофестивалей традиционно открывает Берлинале – один из трех
(наряду с Каннским и Венецианским) фестивалей класса А (демонстрирующих в своей
конкурсной программе лишь мировые премьеры), привлекающих внимание
кинопрофессионалов и кинолюбителей со всего мира. Это и не удивительно – в
течение 12 фестивальных дней в различных просмотровых залах демонстрируется
около 400 (!) фильмов собственно фестивальной программы и еще около 750 картин,
представленных в рамках Европейского кинорынка – также одного из самых больших
в мире. Совершенно естественно, что отборщики многих других фестивалей – в том
числе и Одесского международного – приезжают в Берлин в начале февраля, чтобы
«присмотреть что-нибудь свеженькое» для своей будущей селекции.
Надо отметить, что задача у одесской команды достаточно
сложная: на ОМКФ в большинстве своем демонстрируются фильмы, расчитанные на
широкую зрительскую аудиторию (при этом обладающие высокими художественными качествами);
Берлинале же традиционно ориентирован, в первую очередь, на острые социальные и
политические вопросы, поднимаемые в той или иной ленте, а отечественным
зрителям, в большинстве своем, «хватает собственных проблем». Приходится
констатировать, что в этом году организаторам Берлинского МКФ не удалось найти
в мировой кинопродукции картины, которые можно объективно причислить к шедеврам
(как это было, скажем, в 2011-м, в случае «Развода Надера и Симин» Асгара
Фархади, «Туринского коня» Белы Тара или «Пины» Вима Вендерса). В связи с этим
основной «улов» одесских отборщиков пришелся на параллельные секции и на
программу кинорынка.
Вместе с тем, заметные фильмы в этом году в Берлине, конечно
же, были! В первую очередь, стоит упомянуть обладателя «Золотого медведя» «Цезарь
должен умереть» патриархов итальянского кино Паоло и Витторио Тавиани – историю
постановки «Юлия Цезаря» Шекспира заключенными тюрьмы строгого режима,
приговоренными к пожизненному сроку: своеобразную притчу о взаимодействии
Искусства, Жизни и Свободы.
Яркие воспоминания оставил также и голливудский дебют
продюсера Александра Роднянского – драматическая комедия «Машина Джейн
Мэнсфилд» известного американского актера, режиссера и сценариста Билли Боба
Торнтона. Фильм о столкновении американской и британской системы ценностей на
фоне сложных семейных взаимоотношений и вьетнамской войны привлекает ярчайшими
актерскими работами и (при определенных претензиях к режиссуре) прекрасно
прописанным сценарием, к сожалению, не отмеченным фестивальным жюри…
В очень важной для Берлинале секции «Панорама» Призом
зрительских симпатий была отмечена еще одна драматическая комедия –
многонациональная копродукция «Парад» одного из самых заметных сербских режиссеров
Срджана Драгоевича: одновременно веселая, трагическая и гуманистическая история
о том, как группа бывших гангстеров из разных уголков бывшей Югославии
собирается для защиты участников манифестации в поддержку прав
гомосексуалистов…
Многие обозреватели назвали одним из лучших фильмов
фестиваля новый опус l'enfant
terrible испанского кино Алекса де ла Иглесиа «Искра жизни». На сей раз,
после кроваво-кичевой «Печальной баллады для трубы» иберийский мастер обратился
к социальной сатире, перенеся на родную почву шедевр Билли Уайлдера 60-летней
давности «Туз в рукаве» и отдав главную женскую роль непревзойденной Сальме
Хайек. В результате – ярчайшая пародия на всепроникающую власть медиа в
современном мире.
Безусловно, были и определенные разочарования, самое
заметное из которых – режиссерский дебют Анджелины Джоли «В краю крови и меда»
- произведение столь же банальное, сколь и коньюнктурное… Тем не менее, багаж
впечатлений, привезенных из Берлина в этом году, скорее, позитивный, и будем
надеяться, что зрители Одесского МКФ смогут сами познакомиться с наиболее примечательными
фильмами уже в ближайшем июле!
Алик Шпилюк, арт-директор ОМКФ
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.