Фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» повторил на ОМКФ успех 24-го Кинотавра
Фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» повторил на ОМКФ успех 24-го Кинотавра. Картина получила гран-при четвертого одесского киносмотра. Кино СНГ дождалось фильма на хорошей литературной основе и, что самое важное, с понятным зрителю героем.
Триумф фильма был вполне предсказуем. В этом году, наряду с профессиональным жюри, зрители решали, кто станет победителем, выставляя картинам свои оценки после сеанса. Уставшие от того, что их либо держат за идиотов, либо с головой погружают в черную «социалку» посетители кинотеатра с радостью ухватился за спасательный круг юмора, заботливо протянутый им режиссером Велединским.
Впрочем, лучшим среди фильмов программы 2013 года он стал не только по мнению зрителей, но и профессионального жюри, возглавляемого Александром Роднянским.
Интеллигент Виктор Служкин (Константин Хабенский) – типичный неудачник. Его жизнь состоит из вечной нехватки денег, проблем с женой и неумеренной страсти к алкоголю. От безысходности Служкин, биолог по образованию, устраивается учителем географии в школу. Проиграв спор ученикам, которых новоявленный географ явно презирает, он берет их в поход, который станет поворотным для всех его участников.
Фильм «Географ глобус пропил», основанный на романе пермского писателя Алексея Иванова, легко вписывается в культурный контекст. Служкин – это и Зилов из «Утиной охоты», и Сергей Макаров из «Полетов во сне и наяву», и полноценный участник плеяды «лишних людей» классической литературы.
Он просто хочет быть счастливым (ведь «счастье не за горами», как гласит установленный в провинциальном городе баннер), свободным (как лирический герой исполняемой в картине песни «Я свободен») и живым (признается влюбленной в него ученице Маше, что боится смерти). И все это у него вполне сносно выходит.
Несмотря на крутые жизненные повороты, умеющий ждать и не отчаиваться Виктор Сергеевич преодолевает их, как его ученики пороги бурной реки в долгожданном походе.
Вопреки всем культурным реминисценциям и даже прямым цитатам (сцена на качелях – прямая отсылка к «Полетам во сне и наяву»), Служкин вполне самобытный и цельный персонаж. Он вызывает у зрителя давно позабытое чувство сопереживания, которое к концу картины у кого-то, возможно, даже разродится катарсисом.
«Географ глобус пропил» – пример того кинематографа с простой и внятной историей, по которому соскучились и профессиональное сообщество, и зрители. Это авторское кино, способное разговаривать со стадионами, а не узким кругом кинолюбителей. Словом, дождались мэйнстрима с вполне себе человеческим лицом.
Анисимова Елена,
Школа кинокритиков ОМКФ
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.