Репортаж с Фестиваля центрально- и восточно-европейского кино goEast: о впечатлениях отборщиков Одесского международного кинофестиваля и программных прогнозах - арт-директор ОМКФ Алик Шпилюк
В столице
западногерманской земли Хессен городе Висбадене завершился 12-й Фестиваль
центрально- и восточно-европейского кино goEast. В отличие от гигантских фестивалей класса А —
Берлинского, Каннского и Венецианского, — да и в отличие от крупных зрительских
форумов, как, например, Одесский МКФ, goEast — такой же тихий,
дружески-семейный и неспешный, как и город, в котором он проводится (имеющий,
напомним, давние связи с Восточной Европой — чего стоит, хотя бы, рулетка в
знаменитом местном казино, на которой играл, среди прочих, сам Федор Михайлович
Достоевский и которую описал вскоре в романе «Игрок», или долго живший и
похороненный здесь выдающийся художник-экспрессионист Алексей Явленский). В то
же время, за дюжину лет своего существования фестиваль успел сформировать свою
публику, приезжающую иногда из других концов Германии, и подняться на весьма
высокий интеллектуально-художественный уровень в составлении программ,
благодаря чему его регулярно посещают самые яркие кинематографисты и киноведы
восточно-европейского региона. Призерами фестиваля в разные годы были
украинские режиссеры Кира Муратова и Ева Нейман, в традиционных киноведческих
симпозиумах многократно принимал участие глава Национального союза
кинематографистов Украины Сергей Трымбач, а автору этих строк выпала честь быть
в составе и Международного жюри, и жюри Международной федерации кинопрессы
ФИПРЕССИ. Не обошел вниманием Украину и нынешний фестиваль: первым фильмом
церемонии открытия стал прошлогодний каннский триумфатор — короткометражный «Кросс»
Марины Вроды, а в конкурсной программе большой интерес фестивальной аудитории
уже вызвал дебютный «Гамер» Олега Сенцова, международная премьера которого
состоялась зимой на Роттердамском МКФ. Более того, молодой украинский режиссер,
не имеющий специального кинематографического образования, после показа своего
фильма был приглашен дать мастер-класс студентам киновузов, присутствующим на
фестивале, о работе с непрофессиональными актерами и об опыте съемок
малобюджетного кино. Безусловно, следует упомянуть также полную ретроспективу
выдающегося документалиста Сергея Лозницы — автора первого украинского фильма в
главном конкурсе Каннского фестиваля «Счастье моё», тем более, что только что
стало известно, что его второй полнометражный игровой фильм «В тумане» также
включен в потрясающую количеством звездных имен конкурсную программу Канн-2012.
Отметим для себя еще
несколько фильмов различных goEast-овских секций, у которых есть шанс попасть на
экраны Одесского МКФ в этом году. Прежде всего, это, безусловно, новая работа
яркого чешского режиссера Богдана Сламы
«Четыре солнца», мировая премьера которого состоялась на фестивале в Санденсе,
- трагикомический тонко нюансированный портрет нескольких вполне узнаваемых
современных героев, борющихся с повседневными проблемами, который раскрывает
абсурдность современной жизни и одновременно становится гимном надежде и любви.
Весьма оригинальным и, в
то же время, безусловно продолжающим традиции современного балканского кино
выглядит дебютный фильм молодого серба Бояна Вулетича «Практический путеводитель по Белграду с пением и плачем»,
снятый в копродукции Сербии, Германии, Франции, Венгрии и Хорватии. Звездный
актерский состав во главе с французскими звездами Жюли Гайе и Жан-Марком Барром
разыгрывает эту романтическую музыкальную комедию свежо и непринужденно, а
ироничный пафос, связанный с возможностью вступления страны в Европейский Союз,
будет близок и понятен и отечественному зрителю.
Наконец, следует отметить
и совсем новую немецко-российскую копродукцию «Именно Сибирь» уже достаточно
популярного режиссера Ральфа Хойтнера со звездой местных экранов Йоахимом
Кролем в главной роли. Эта — еще одна —
романтическая комедия повествует о злоключениях педантичного менеджера
по логистике из Дюссельдорфа в российской глубинке и, в результате, о любви и
просветлении, которые он там находит.
Кроме, собственно,
кинопоказов, в дни фестиваля прошел международный симпозиум, посвященный
творческому наследию студии «Ленфильм», был проведен круглый стол по состоянию
современного грузинского кино и состоялась творческая встреча с Сергеем
Лозницей, на которой он показал фрагменты своего нового фильма и рассказал о
своей работе над ним.
А 24-го апреля жюри под
председательством выдающегося румынского режиссера Кристи Пуйю («Смерть г-на
Лазареску») вынесло свой вердикт — триумфатором (как многие и предполагали)
оказался российский режиссер и сценарист Василий Сигарев с фильмом «Жить» - изысканной
по драматургии и постановке трагической притче о победе над смертью: он получил
не только Гран-При фестиваля, но и приз жюри ФИПРЕССИ, а также был куплен
солидным телеканалом 3SAT для показа в эфире немецкоязычных стран.
Арт-директор ОМКФ Алик Шпилюк (Висбаден — Франкфурт-на-Майне – Киев)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.