Еще недавно нищая Бразилия являет миру урок того, как можно подняться c самого дна, если только захотеть.
Рио-де-Жанейро - не образный, а самый настоящий город контрастов. Когда утомленное зимней жарой (в Бразилии сейчас зима) солнце прячется за горными пиками, опоясывающими великолепные песчаные пляжи Копакабаны, склоны гор расцветают мерцанием тысяч огоньков. Это районы городских трущоб. С большого расстояния - красивое зрелище.
Конечно же, перед поездкой в Бразилию я смотрел знаменитый фильм Город Бога. А мой давний друг и знаток Латинской Америки много рассказывал о перестрелках в кварталах, контролируемых уличными бандами. Инструктаж был прост: если малолетние грабители с пушками 20-го калибра пытаются что-либо отобрать, лучше с ними не спорить. Жизнь дороже. Послушав все эти напутствия, еду вместе со своим оператором в район городских трущоб Рио.
Одна из крупнейших фавел, которую не так давно штурмовал спецназ (как в кино, с применением бронетехники и вертолетов), имеет красивое название - Росинья. Правительство периодически пытается взять под контроль торговцев наркотиками, их боссов, проституток с сутенерами и прочих граждан-тунеядцев, вращающих в сфере криминального бизнеса миллиарды долларов.
В многочисленных домиках этой фавелы, облепивших словно ульи склон горы, лишь по официальной статистике живет более 100 тыс. человек. В основном сельское население, мигрирующее в крупные города в поисках работы и денег. С нами - местная проводница, согласившаяся провести чужаков с видеокамерой на территорию, где действуют свои законы. Она говорит, что экскурсии в фавелы (есть такая опция в местном турбизнесе), как правило, заканчиваются на входе. Туристы выглядывают из окон автомобилей, делают несколько дежурных кадров и едут прочь - к теплым пляжам и барам Ипанемы и Копакабаны.
Углубляемся в узкие улочки, уходящие вверх, к вершине склона горы. Перед нами щит с рекламой антитуберкулезной кампании, проводимой местной клиникой. Местами антураж напоминает одесский рынок. Вместо контейнеров нагромождение кирпичных и фанерных коробок. Есть даже пятиэтажные здания. Как их построили и по какому проекту, мало кто знает. На электроопорах такое переплетение проводов, в котором не разберется ни один электрик. Даже с бутылкой тростниковой водки. Каждый житель этого муравейника бросает свой кабель на общую линию и тянет модную энергосберегающую лампочку в свою хибару. Нам объясняют, что государство пока закрывает глаза на воровство электроэнергии, понимая, что ни контролировать, ни обрубить ее подачу просто так невозможно. Канализация и водопровод здесь редкое явление. Воду набирают в огромные пластиковые баки, которые греются, словно бойлеры, на крышах.
На перекрестках встречаются полицейские, знаками показывающие, чтобы их не снимали. В руках у полицейских автоматические винтовки, которые они держат почему-то стволом вниз. А через дорогу от фавелы - красивое новое здание школы, вокруг него футбольные поля с настоящим газоном, несколько открытых бассейнов, баскетбольные и волейбольные площадки. Здесь занимаются спортом дети в красивых футболках с эмблемами предстоящего в Рио чемпионата мира по футболу 2014 года и будущих летних олимпийских игр. Это дети городских трущоб.
Государство строит школы, больницы и футбольные поля, пытаясь вырвать маленьких граждан из мира криминала, наркоторговли и проституции. Предложить другой способ жизни, предоставить шанс. Не сомневаюсь, что на этих площадках уже подрастают будущие звезды. Детей здесь много. Хватит не только для Динамо и Шахтера, а и на команды первой и даже второй украинской лиги. С мальчиками и девочками из бедных семей работает целая армия тренеров.
А я вспоминаю школьный стадион в Киеве. Он огражден металлической сеткой и закрыт на огромный гаражный замок. Тут позволено тренироваться три раза в неделю лишь ребятам, чьи занятия оплачивают их родители. Дворовой футбол в нашей стране умирает как явление вместе с остатками старых спортплощадок, на месте которых частенько роют котлованы для новых многоэтажек. А дети наших спальных районов все чаще сами себе ищут приключений, в которых пиво и сигареты - еще не самое худшее занятие. Иной раз травку и даже порошок дилеры в Украине предлагают уже на подходе к школе.
Да, мы живем в разных полушариях. Когда у нас лето, в Бразилии зима. Но проблемы у нас одинаковые. И главное не закрывать глаза, а попытаться их решать. Шаг за шагом, в течение многих лет. Поездка в кварталы городской бедноты показала, что неизлечимых социальных болезней не бывает. Многие проблемы в Украине, по моему мнению, меркнут по сравнению с тем, что до сих пор можно увидеть в Бразилии. Но есть одно отличие: бразильцы развиваются, а не изнывают в многолетних, придуманных политтехнологами, битвах и расколах.
Наш соотечественник Олег, перебравшийся в Рио четыре года назад и уже владеющий в этом городе несколькими ресторанами и строительной компанией, уверяет, что в Бразилии вести бизнес намного комфортнее и безопаснее, чем в Украине. Говорит, что "не давят", "не отбирают" и "не требуют взяток". Преодолевая колоссальные проблемы, Бразилия уже стала седьмой экономикой мира по размеру ВВП. Здесь делают обувь, одежду, электронику, создают компьютерные программы, автомобили, реактивные самолеты, продукты питания, снимают художественное кино и сериалы. В страну идут инвесторы, компании и банки открывают представительства и строят заводы. А это все - рабочие места для тех, кто хочет вырваться из нищеты. Думаю, нам есть, чему у них поучиться.
***
Эта колонка опубликована в №28 журнала Корреспондент от 20 июля 2012 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.