Новые школьные учебники воспитывают в детях людей с кругозором крепостных крестьян XIX века.
Угадайте, откуда эта весьма лихо закрученная цитата: «Відсутність елементів у множині виражають числом нуль. Число
нуль позначають цифрою нуль»? Думаете, из справочника по математическому
анализу? Отнюдь — это правило из украинского учебника математики, которое
изучают шестилетние дети на первой неделе обучения в первом классе. А вот еще
одна цитата, на этот раз — из учебника украинского языка для второго класса:
«При вимові приголосних звуків на шляху видихуваного повітря мовні органи
створюють перепони». Ценное и понятное для семилетних школьников правило, не так
ли? В этом же учебнике, а также в родственном ему Літературному читанні детям предложено
почти в совершенстве изучить способы ведения приусадебного хозяйства
инструментами XIX века. Городской жизни в этих учебниках нет даже на
иллюстрациях.
Процитированные выше книги не наследие давно минувших дней, а совершенно
новые издания, 2010-2012 годов. Написаны они во исполнение свежайшего
Государственного стандарта начального образования согласно новой 11-летней
программе средней школы. На печать этих книг государство выделило сотни
миллионов гривен.
Госстандарт, кстати, похож на украинскую Конституцию в ее
первозданном виде — то есть выглядит очень европейским. Цитирую его первый
абзац: «Цей Державний стандарт початкової загальної освіти (далі — Державний
стандарт), розроблений відповідно до мети початкової школи з урахуванням
пізнавальних можливостей і потреб учнів початкових класів, визначає зміст
початкової загальної освіти, який ґрунтується на загальнолюдських цінностях та
принципах науковості, полікультурності, світського характеру освіти,
системності, інтегративності, єдності навчання і виховання на засадах
гуманізму, демократії, громадянської свідомості, взаємоповаги між націями і
народами в інтересах людини, родини, суспільства, держави».
На самом деле складывается впечатление, что новые учебники написаны
не в согласии с новым стандартом, а вопреки ему. «Пізнавальні можливості
учнів»? Научно доказано, что дети до семи лет не воспринимают абстрактных
понятий, а им, кстати, кроме уже вышеупомянутого термина «множество» также
следует в первом классе выучить «замкнену ламану криву» (треугольник),
«геометричну фігуру, що складається з двох променів, які виходять з однієї
точки» (угол) и множество других абстракций.
Та же проблема и с соответствием новых учебников другим требованиям
Госстандарта. Поликультурность? В учебниках для первого класса нет никаких
намеков на то, что кроме украинцев на земле существуют другие народы или расы. Светский
характер образования? Во многих текстах есть ссылки на Бога с большой буквы,
одно из заглавных стихотворений во втором классе утверждает, что украинский
язык дан украинцам Богом, хотя научная версия предполагает, что язык создается
людьми. Научный подход? У составителей учебника большие проблемы с культурой
ссылок (например, они считают нормальной подпись под текстом Из журнала). Их
попытки рассказать о князьях Ярославе и Владимире Мономахе (без упоминания
фамилии последнего!) способны запутать даже взрослого с высшим образованием. В
учебнике математики еще и допущены десятки грамматических ошибок, не считая
оплошностей вроде 12 : 2 = 12.
Но кроме небрежности, с которой на скорую руку под новую программу
создаются новые учебники (кстати, используются они сейчас в школе без
обязательной по закону апробации!), с ними есть большая мировоззренческая
проблема. В книжках 90% текстовой информации и почти 100% визуальной посвящено
сельской тематике. Культура — только народная. Я не против, но есть еще и
великие художники, композиторы, архитекторы. Обычаи — только
сельскохозяйственные. Природа и природоведение также преподаются на основе
сельскохозяйственного годового цикла: садим, полем, жнем, консервируем. В мире
новых отечественных учебников не существует национальных заповедников, мировых
чудес природы, практически нет парков или других признаков городской культуры.
Исключение — кормушки для птичек, но они могут быть и в селе.
Более того, эти учебники значительно ретрограднее советских! Ведь в
СССР был культ рабочего, соответственно, были шахтеры, сталевары, строители ГЭС
и других масштабных проектов. В современных украинских учебниках основная тема
всех текстов — идиллическое село, застывшее в стандартах XIX века.
При этом в Институте инновационных технологий и содержания образования
кивают на авторов: мол, они защитили концепцию своих учебников, Минобразования
ее приняло, они выиграли конкурс, мы тут ни при чем. Авторы книг, в частности
госпожа Любовь Оляницкая, соавтор Математики для первого класса, в интервью СТБ
утверждает, что писала согласно требованиям учебной программы, утвержденной
министерством. Само же ведомство твердит, что учебники хорошие, а замечания к
ним единичные. Круг традиционно замкнулся.
Таким образом, государство переложило на нас очередную свою функцию:
мы еще и обязаны объяснять детям, что описанное в учебнике, изданном за наши
деньги, было когда-то в прошлом и не совсем таким оно было, как написали авторы.
А сейчас все иначе, и мир находится не в аграрном XIX веке, а в XXI,
постинформационном. И это еще хорошо, если родители имеют возможности регулярно
корректировать полученные их детьми знания. Но ведь есть люди, которые работают
допоздна не потому, что им нравится, а потому что иначе им не прокормить своих
чад. И они физически не могут уделить время на перекройку смыслов, которые
школа закладывает в их наследников.
Образовательное заведение готовит детей к жизни, которой не
существует. Это, наверное, выгодно власти: послушные ребятишки, приученные с ранних
лет запоминать непонятные ненужные термины и несуществующие модели поведения.
Но нам с вами, родителям, зачем это? Почему мы ругаем учебники, когда дети уже
спят (чтобы не обвалить авторитет учителя и школы), но все равно миримся с
системой?
***
Эта колонка опубликована в №41 журнала Корреспондент от 18 октября 2013 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@korrespondent.net
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.