За Украиной можно закреплять формальное определение: тип государственного устройства – «чиновничий феодализм» или «феодальная бюрократия»...
На данный момент уже минимум полдюжины международных
и зарубежных структур в той или иной форме, частным порядком в телефонном
разговоре или при личной встрече на мероприятиях, напрямую Президенту или
кому-либо из высших чиновников «выразили обеспокоенность» (пока придерживаясь
дипломатической терминологии) государственной политикой правящей силы Украины
во всех сферах жизнедеятельности общества. В частности, им не нравится
«свёртывание демократических процессов», «ослабление позиций демократии», «опасные
для демократии тенденции» и т.п.
В принципе, формулировки можно использовать и
гораздо, гораздо более жёсткие – и не отклониться от реалий. Но только если
речь идёт о журналистских материалах, блогах, мнениях народа и о заявлениях
политиков. Если же речь идёт о профессиональном мнении политолога, об
объективном анализе ситуации, динамики и тенденций её развития – подобные формулировки
будут абсолютно неуместны.
(Разве что для «популярных учёных» США,
«представителей старейших транснациональных консалтинговых корпораций», - и для
исполненных собственного достоинства по самое немогу европейских чиновников. И
тем, и другим абсолютно неинтересно реальное положение дел, теоретические
разработки по теме, научная корректность выводов – поскольку их оценки всё
равно будут самыми правильными, ибо исходят от представителей старейших
западных демократий, самых сильных игроков на мировой арене, контролирующих в
т.ч. международные финансовые структуры).
Да, после освобождения из тоталитарного
квазиимперского образования «Советский Союз» Украина перестала относиться к
тоталитарным типам общества. Действительно, социальные и политические процессы
того времени характеризовались как «демократизация» - т.е., приближение по тем
или иным параметрам к структурной организации, способам функционирования
социальных институтов к показателям, характерным для обществ, считающихся
«демократическими».
И это не чрезмерно обтекаемое определение – в
самом деле, статус «демократического» общества достаточно условен практически
для каждого из «государств западной демократии» (как пишут в дефинициях
«Демократии»: «Исторический генезис
демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни
одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а
представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического
процесса”. Политическая наука стремится сформулировать теоретический образ,
идеал демократии и соотносит его с реально существующими демократическими
формами организаций социально-политической жизни. Современное понимание
демократии — это соединение двух идущих навстречу друг другу тенденций: от
идеала к реальности, от реальности к идеалу.»).
США как «самое демократическое государство в
мире, центр распространения демократии в масштабах планеты», тем не менее,
проводит всё более жёсткую государственную политику в отношении объёма личных
прав и свобод граждан, прав независимой прессы и т.п. С «идеальным»
определением демократии плохо соотносятся и постоянные военные локальные
инициативы США (Югославия, Афганистан, Ирак...), а также внезапное возвращение
на нейтральные позиции (Грузия, Украина...) в противоположность декларированным
ранее обязательствам.
Собственно, почти те же нестыковки характерны
и для европейских демократий.
Кроме того, перегибы возможны и в другую
сторону: в частности, наращивающая динамику тенденция принятия законов
«политкорректного цикла» (разрешение паранджи и чалмы на паспортных фото, в
школах и в униформе; запрет на изображение Мухаммеда; запрет на ограничение
иммиграции; запрет на христианскую символику на улицах и в интерьерах
общественных зданий, на бланках поздравлений – и самих поздравлений с
христианскими праздниками, а не с перечнем праздников всех конфессий на
ближайший период, включая откровенные секты и извинение перед атеистами; запрет
на упоминание расы, цвета кожи, пола, религиозных взглядов в официальных
документах и литературе; расовые, национальные, гендерные квоты в театре,
киноиндустрии, литературе – не говоря уже о работодателях; политкорректная
чистка мировой детской литературы, представленной в публичных и школьных
библиотеках и т.п.).
Это если ограничиться несколькими аспектами
социальной сферы жизнедеятельности государств и не затрагивать мощнейший пласт
экономических явлений и процессов, как минимум ничего общего с демократией не
имеющих, а как максимум – жёстко проявления демократии подавляющих.
Но, тем не менее, США, Канаду, страны ЕС
называют демократиями, опуская основательную условность применения данного
определения.
Конечно же, реалиям такой демократии Украина
не соответствовала, не соответствует и соответствовать не будет, надеюсь. Но и
приняв все условности и ограничения, заретушировав отклонения реальности от
теории, мы категорически не можем принять определение Украины как
демократического государства на любом этапе её становления после возвращения
независимости.
Если игнорировать все условности и
анализировать буквально, то разве Украина Кравчука была демократическим
государством?.. А тем более Украина Кучмы?.. А любимец западных демократий
Ющенко – политический режим в Украине при нём корректно называть
демократическим?.. Янукович всего лишь достойный продолжатель традиций.
Таким образом, и мировое сообщество, и
отечественных аналитиков, и укранскую общественность подводит привычка к
автоматическому принятию условностей момента и к относительным оценкам.
Да, в относительных категориях «больше/меньше
чем...» текущая политическая, экономическая, социальная ситуация в Украине значительно сложнее и жёстче, конфликтней,
чем в предыдущие десятилетия. В этом условном смысле, да, происходит
«свёртывание демократических процессов».
Однако если не пытаться приукрасить реалии
относительными категориями, а выносить всё же абсолютные суждения, то Украина
при глубоком объективном анализе всех процессов жизнедеятельности и
управленческой структуры государства не
могла быть отнесена к демократическим государствам на в один период её
существования, начиная с 1991 г.
Невозможно потерять часть или целое от того,
чем ты никогда не обладал.
Однако и определять тип государственного
устройства, да и вообще что бы то ни было, по принципу «от противного» - чем
это НЕ является – будет некорректно и
ненаучно. Тем более, что в отношении Украины всё-таки существует в мировой базе
социальных и политических теорий крайне точное определение (к слову, ничего
общего с демократией не имеющее).
Речь идёт о разработке Максом Вебером теории неопатримониализма и обосновании
частного случая для этого типа государственного устройства – т.н. султанизма.
Да, самой теории уже больше четверти века (т.е.,
она была разработана ещё ДО распада
СССР и возникновения новых государств неопределённого типа правления) – и до
сих пор ни учёные, ни политики, ни эксперты специализированных СМИ не спешили вытаскивать
положения этой теории из собраний сочинений Вебера на свет Божий.
Что, конечно же, имеет свои и объективные, и
субъективные причины: это и заинтересованность в сохранении гос.финансирования
(ведь в любой момент могут по причине сокращения бюджетных средств
ликвидировать либо урезать финансирование именно столь раздражающего
исследователя, целой лаборатории, и даже крупного структурного подразделения
АН, Минобразования и т.п.); заинтересованность в сохранении рабочего места (работодатель
не заинтересован в журналисте, вступившем в конфликт с властью); и нежелание
политиков попасть под удар своей же критики, когда удастся вновь прорваться на
высшие властные посты (как результат гетерархичности – по крайней мере,
наличествовавшей до сих пор – политической системы в Украине: значимые элементы
политикума в тот или иной момент могут быть заново ранжированы – что
обосновала, напр., Карола Крамли, - уже другим способом, и другие окажутся в
более выгодной позиции и будут обладать контролем над ситуацией)...
Но, что бы ни служило причиной, термин
«султанизм» до сих пор всплывал разве что в политической теории и то – в
отношении таких замечательно неблизких государств как Гаити, Доминикана,
Филиппины...
Это тамошним экзотическим общественным укладам
свойственны неограниченная власть правителя; это там правителю, чтобы захватить
тотальный контроль над властью и трансформировать всю систему управления
государством под себя, отнюдь не нужна мощная харизма – а всего лишь наложение
жёстких властных местных традиций на искусственно привитую структурную
организацию «демократического государства» и умение добиваться своего любыми
методами; Это тамошняя культура намертво зафиксировала характер взаимоотношений
общества с властью, отдельных чиновников с правителем только как попытки
добиться и принятие затем милостей правителя – равно как и немилости его же. И
критерий персональной лояльности как основа профпригодности для госслужбы – это
оттуда, с далёких берегов. Так что только в отношении этих государств применима
констатация негативной динамики качества государственного управления и
профессионального уровня управленцев.
Что ж, возможно, при всех предыдущих
президентах Украины экспертное сообщество воспринимало как позитивный сигнал
нестабильность, шаткость системы: значит, из этого неравновесия страна,
общество ещё могут качнуться и перескочить в другой кластер, к более свободным,
более благополучным, более демократичным и более успешным государствам. Сейчас
же экспертная среда и политикум, пожалуй, окончательно приняли реальность «стабилизации»
как утверждения перспектив невозможности изменить базовые характеристики
государства и общества.
Таким образом, сегодня самое время
актуализировать термин «султанизм» в отношении именно нашего государства.
Зачастую только чёткое определение, положение
пределов и границ тяжести «диагноза», жёсткости и отвратности существующей
ситуации заставляет естественно уклоняющиеся от признания негатива ради
сохранения комфортного состояния сознания таки увидеть весь этот негатив, а не просто смотреть на него. Заставляет
осознать реалии и последствия – для себя прежде всего – и в достаточной степени
испугаться, чтобы заряда адреналина хватило на мощный рывок из хватки уже почти
устоявшейся системы.
Итак, дорогие сограждане, пора признать: форма
политического правления в Украине представляет собой довольно-таки страшненький
гибрид самого тёмного и мрачного феодализма – и самой серой и мутной
бюрократии.
Государственная политика строится на
рефлексиях управленцев – но прежде всего высшего иерарха – Президента. Государственный
доход распределяется только в форме «милости правителя» - что по прямым
закрытым распоряжениям, что в рамках официально утверждаемого и почти
публичного Государственного бюджета. Власть правителя не ограничена ничем – ни
законом (вплоть до Основного закона – всё перекраивается в утверждение этой
власти), ни традициями (восстанавливаются традиции как раз «права сильного»),
ни конкурирующими силами.
Возвышаемые до высших управленцев бюрократы
становятся всё более и более дремучими, всё менее и менее не то что
профессиональными, а и способными понять хоть отчасти доводы профессионалов. То
есть, султанизм неизбежно порождает подчинённую форму анаксиократии, «власти
худших» («αναξιοκρατια» - от «αναξιος» - худший, недостойный, и
«κρατια» - власть, в противоположность «меритократии», власти достойнейших),
«негативный отбор», причём не только чиновников, но и во всех подчинённых так
или иначе государству структурах – в сфере науки и образования, медицины и
культуры, в силовых ведомствах и в судебной системе, и даже в «четвёртой
власти» («качество журналистики» и «уровень журналистов» вызывают возмущение
практически у всех уже давно – в том числе и у самих журналистов, из числа
немногих имеющихся профессионалов).
Это действительно тупик... В этом случае ясно,
почему Вебер не дал прогноза для подобных обществ – что прогнозировать-то?..
Либо социальный взрыв, причём крайне
разрушительный по причине неограниченных прав власти и деградации, в том числе
и моральной, бюрократии, - сохранить целостность что общества, что государства
практически нереально. Скорее возникнут на месте старой государственной
структуры несколько новых, которые заново будут пытаться уйти от тоталитарного
прошлого, найти своё место в геополитической системе настоящего и сформировать
полноценное общество с политическим режимом, стоящим ближе к демократии, чем
режим государства-предшественника.
Либо окончательная социальная, политическая, а
затем и государственная, и демографическая деградация. Нездоровый социум освободит
место для расширения жизненного пространства более жизнеспособных – вот такой
социальный дарвинизм...
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.