О встрече с Любко Дерешем и арт-проекте Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме.
Вчера я была на встрече с известным в мире украинским
автором Любко Дерешем, который специально для арт-собрания презентовал свой
новый труд под названием «Голова Якова». Собственно,
событие происходило на территории нашего арт-проекта «Апокалипсис и
Возрождение в Шоколадном доме». Произведение писателя, скажем прямо, - это необычный роман, даже в некоторых
моментах кажущийся странным и резким, - о поисках смысла в этом мире. А еще: об отношениях разных личностей в
социально несправедливом обществе, о музыке, о проблемах Киева, и это все перечисленное связывается с
ЕВРО-2012. Удивляет? Но Дереш смог сплести все эти темы между собой в одну историю,
написанную «молодіжною легкою мовою». Да, от текста просто веет молодой
бунтующей энергией, не удивительно, что
произведение сразу стало любимым в аудитории современных хипстеров. Для того, чтобы почувствовать настроение
книги, был организован арт-перформанс Уты Кильтер, одесской художницы и актрисы.
Дереш на своих страницах обсуждает вопрос апокалипсиса и возрождения. И конечно, лучшая
площадка для такой философии сегодня – это Шоколадный
дом, где проходит наш одноименный арт-проект. Конечно, о нем уже много написано и, уверена,
еще будет написано, – тем и поводов
достаточно. Но, тем не менее, предлагаю свою экскурсию по этой арт-истории.
Концепцию придумал
автор и идеолог проекта Олег Кулик – один из самых ироничных художников в актуальном искусстве. Так случилось, что
после декабрьской выставки Кулика в Mironova Gallery, я ему предложила: «Давай
сделаем для киевской биеннале нечто особенное под твоим авторством». Имя Кулика
имеет мировую известность. За его плечами более 50 громких проектов. Я
понимала, что этот человек способен создать действительно актуальный продукт и
объединить интересных авторов.
Олег Кулик "Экран мессии"
После некоторых раздумий над концепцией Олег согласился, и
подготовка началась. Он звонил художникам и рассказывал о сути – создать на
территории Шоколадного дома модель сегодняшнего бунтующего мира в состоянии
секундного покоя. Как мы и предполагали, глубокая идея, необычная локация и
авторитет Кулика сделали свое дело. Художники создали для выставки абсолютно
новые арт-объекты. Интересно, что те, кто пишет живопись, сделали скульптуры, а
те, кто показывают перформансы, создали
фотографию. Кураторы проекта Константин Дорошенко и Анастасия Шавлохова ничего
не диктовали авторам. Изначально речь шла о 20 художниках - 10 российских и 10 украинских, а в итоге
оказалось 44 участника.
Сейчас при входе в Шоколадный дом зрителей встречает
бетонный луч. Работа украинской художницы Жанны Кадыровой «Камера слежения»
немного мешает проходить в двери – но она и должна вызывать дискомфорт, ведь
жить под постоянным наблюдением и правда неприятно. Или вот в классических
интерьерах разместились новейшие витражи с героями одного из самых известных и
провокационных мультфильмов современности «South Park». Это россияне Андрей
Блохин и Георгий Кузнецов из арт-группы
Recycle показывают, что актуальность искусства зависит не от времени, а от
контекста.
Витражи "South Park" от арт-группы Recycle
На первом этаже за дверью
лифта, который, впрочем, никуда не едет, зрителей ожидает лаунж-зона. На самом
деле это работа Ольги Громовой "Комфорт в кубе". Подвох, однако, в
том, что место для релаксации символизирует тупик в жизни – когда человек
расслабляется, он останавливается, а движение, как известно, – это и есть
жизнь. Или вот разместившееся на втором этаже музея масштабное полотно
Арсена Савадова «Лаборатория Орфея». Эта работа была задумана автором еще в
90-е годы, но сегодня она звучит еще более актуально. На полотне переплетаются всевозможные образы
апокалипсиса и возрождения. Здесь есть смыслы и символы цивилизации...
Неподалеку от картины живого классика отечественного контемпорари-арта
разместилась скульптура молодого и перспективного Владимира Сая. Он создает
работы из весьма неоднозначных материалов, например, куриной кожи, и исследует
не менее неоднозначные темы, на этот раз - старение.
Именно такие кажущиеся провокационными произведения
актуального искусства, и рассказывают
нам, зрителям, об апокалипсисе и возрождении. Как говорил на прошедшей недавно
в Киеве лекции философ и теоретик искусства Борис Гройс, современные художники
сегодня готовы к наступлению конца света в любую минуту.
Конечно же, проект вызвал споры, что часто бывает с
актуальным искусством. Тем не менее, даже если в некоторых произведениях нам
видится апокалипсис, но они заставляют людей задуматься, это влечет за собой
возрождение. И пока люди не утратят способность думать – конец света не
наступит. По крайней мере, в искусстве.
P.S. Благодарю за отзывы.
Любко ДЕРЕШ:
«Довго не був
шокований мистецтвом. Я не
очікував, що мистецькі форми, при всій
безнадійності їх рефлексування, здатні вселити відчуття жаху. Жаху за тим, що
це все – ми. Це той світ, який ми створили. Людство кричить від болю розуму, і
я вперше почув цей крик так близько біля вуха. Торжеством виставки для мене
стала картина Арсена Савадова, яка при відкриває таємниці життя після клінічної
смерті. Натягнуті м’язи, які вилазять за межі картини
«Лабораторія Орфея», рухають цей світ відтепер зісередини. Це найкраще
зображення фіналу Апокаліпсису. Далі за це – тільки пошуки Відродження»
Бйорн ГЕЛЬДХОФ,
арт-менеджер PinchukArtCentre:
«Это замечательно снова видеть арт-проект, поддерживающий развитие актуальных
художников, особенно, когда он представлен в Шоколадном доме, такой чудесной
локации, которая интегрирует экспозицию в художественное пространство Киева. А,
пригласив Олега Кулика, одного из лучших украинских художников, в качестве
куратора, организаторы демонстрируют свою приверженность арт-сцене и доверие
позиции современных художников».
P.P.S. (Добавлено 9 июня)
Наш арт-проект "Апокалипсис и Возрождение" был заявлен в Шоколадном доме до 31 июля. Сегодня мне звонят ранее приглашенные иностранные гости, партнеры, друзья, художники, которые не могут попасть в музей. Оказывается, дирекция дома самовольно закрыла выставку по причинам новых поводов для цензуры. Ситуации уже выходит на международный уровень - вчера нам звонили из The New York Times. Спасибо тем, кто сегодня вместе с нами поддерживает авторов и художников, комментирует в социальных сетях эту тему и высказывает свое удивление ситуацией.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.