Одесский кинофестиваль скоро заявит свою программу, и в преддверии этого события арт-директор ОМКФ Алик Шпилюк вспоминает лучшие фильмы Каннского кинофестиваля. Большинство из них мы увидим в Одессе
Вне всяких сомнений, Каннский кинофестиваль был и остается
главным мировым кинособытием, самым большим и ярким праздником Большого Кино.
Не стал исключением и недавно завершившийся юбилейный 65-й фест. И помешать
этому не могли ни часовые очереди, в которых необходимо выстаивать перед
началом каждого сеанса, чтобы гарантировать себе место в зале (даже при наличии
билета), ни некоторые технические накладки, которые все чаще случаются в связи
с массовым переходом на цифровой формат, ни необычная для этого времени года на
Лазурном берегу плохая погода (дожди и шквалистые ветры), из-за которой даже
были отменены несколько официальных показов, не говоря уже о многочисленных
вечеринках и приемах, традиционно проводимых на пляжах у набережной Круазетт…
Ведь главное, из-за чего сюда стремятся все кинопрофессионалы и киноманы, - это
мировые и международные премьеры новых фильмов выдающихся мастеров и ярчайших
молодых авторов! Не стала исключением и команда отборщиков Одесского МКФ, в
результате работы которой уже в июле самое яркое из представленного в Каннах
сможет увидеть украинский зритель на экранах Южной Пальмиры.
В первую очередь, это, конечно же, фильм-обладатель «Золотой
пальмы» - «Любовь» (если не ошибаюсь, ее автор Михаэль Ханеке стал первым в истории
режиссером, получившим высшую награду фестиваля за две картины, снятых одна за
другой, - напомним, что три года назад он был триумфатором со своей «Белой
лентой»). Строгая, сдержанная и в то же время пронзительная история любви,
старения, болезни и смерти, понятная и близкая любому человеку, феноменально
разыграна великими актерами Эмманюэль Рива и Жаном-Луи Трентиньяном (очевидно,
как это не прискорбно, в своих последних ролях), каждый из которых является
воплощением целой эпохи французского кино последних 50 лет. Достойной
партнершей великого дуэта является и харизматичная Изабель Юппер, из рук
которой как председателя жюри, напомним, режиссер получал свою предыдущую
«Пальму».
Это и второй полнометражный фильм нашего компатриота Сергея
Лозницы «В тумане» (к сожалению, снятый, в отличие от первого, без финансового
участия Украины), получивший престижный и уважаемый всеми кинематографистами
приз Международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. Экранизация одноименной
повести белорусского писателя Василя Быкова сделана мастерски, казалось бы, в
традициях классического советского кино о Великой Отечественной, но, в то же
время, поднимает абсолютно современные проблемы морального и этического выбора
и глубоко исследует психологическое состояние человека, поставленного перед
таковым. К сожалению, большое жюри фестиваля, возглавляемое итальянцем Нанни
Моретти, никак не отметило работу Сергея, но можно быть уверенным, что свой
шлейф наград она еще соберет!
В чем-то вторит Лознице датчанин Томас Винтерберг, один из
авторов (вместе с Ларсом фон Триером) знаменитого эстетического манифеста
«Догма-95». Его «Охота», как это не парадоксально, трактует, практически, те же
проблемы, что и «В тумане», но на совершенно современном, животрепещущем
материале: история молодого воспитателя, невинно обвиненного в педофилии и
неспособного доказать свою невиновность была отмечена призом Экуменического
жюри, а от главного приз за лучшее исполнение мужской роли получил находящийся
сейчас на настоящем творческом подъеме Мадс Миккельсон. Ни в коей мере не
умаляя его мастерство, заметим, все же, что в этом случае, в определенной мере,
очевидно, повлияла и международная популярность актера, ведь, оценивая
объективно, этой награды мог бы быть удостоен и молодой белорус Владимир
Свирский!
«Золотая камера» за лучший дебют была вручена молодому
американцу Бену Зайтлину за его «Зверей дикого юга», уже получившему у себя на
родине Гран-при фестиваля американских независимых в Санденсе. Вот тут к жюри
во главе с выдающимся бразильцем Карлосом Диегесом никаких вопросов не было:
картина, демонстрировавшаяся в рамках второй по значимости каннской программе
«Особый взгляд», действительно заслужила самых высоких похвал: поэтическая
фантазия о 6-летней девочке, переживающей вместе с семьей и соседями
последствия катастрофического урагана «Катрина» сделана так изобретательно и
проникновенно, что дает основания утверждать о появлении настоящего нового
автора!
Естественно, невозможно в коротком тексте упомянуть все яркие
впечатления Канн – а ведь был и самый загадочный и противоречивый «После мрака
свет» мексиканца Карлоса Рейгадаса, награжденный призом за режиссуру; и никак
не отмеченный жюри «Рай: любовь», как всегда, эпатажного и горького австрийца
Ульриха Зайдля; и больше всего полюбившаяся публике веселая и серьезная «Доля
ангелов» каннского любимца (это было его 13-е (!) участие в конкурсе),
неутомимого певца обездоленных британцев Кена Лоуча, получившего свой очередной
Приз жюри…
Одним словом, каннский праздник еще долго будет сопровождать
тех, кто к нему прикоснулся. А мы постараемся донести хотя бы его частицу до
Одессы!
Алик Шпилюк, арт-директор ОМКФ
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.