Самый простой фильм Михаэля Ханэке на ОМКФ
Просто и понятно даже само название – «Любовь». Однако невозможно сказать о простоте восприятия фильма для нашего зрителя. Публика восприняла картину неоднозначно: кто-то плакал, кто-то откровенно скучал или негодовал. Две самые простые темы переданы в развитии: как любит человек, и как умирает человек.
И вправду долго, и местами немного нудно. Затянутые кадры, которые бы другие режиссеры хотя бы ради экономии денег и времени, просто бы вырезали или сделали покороче, Ханеке с каким-то садизмом заставляет зрителя не только наблюдать за разлагающимся больным человеком, но и делает кадры весьма неуместные в контексте повествования. не исклчено, что в эти моменты ты можешь подумать о себе - куда дальше, что тебя ждет, кому ты готов посвятить свои мысли в эти “свободные” минуты.
В заключительных кадрах попытки поймать голубя, я почему-то вспомнил Олега Янковского из «Ностальгии» Тарковского – также заключительный кадр со свечей. В другой момент, когда Жану-Луи Трентиньяну снится тот странный сон, мне приходит в голову Бергман с его «Земляничной поляной». Символы, метафоры, которые и делают простой фильм сложным. Потому что человеку приходится думать, а не просто чувствовать. Но и с чувствами у Ханеке получилось очень сильно - от каждого кадра веет теплом. Это помимо сострадания и страдания. Невыносимо мучительно смотреть, как умирает человек, если довелось пережил смерть своих родителей и любимых.
«Мне вообще больше не хотелось сниматься в кино, но я сделал исключение для одного из величайших режиссеров мира, - делится Жан-Луи, - но это - исключение из правил. Кажется, я гораздо лучше на сцене, где я себя не вижу, в отличие от кино. Но в этом фильме впервые за долгое время я был рад видеть себя на экране».
Собственно, и мы также были рады видеть Жана-Луи Трентиньяна на большом экране после девятилетней паузы. Его имя осталось в классике кино, сразу после выхода хрестоматийной картины «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Пережив смерть любимой дочери, Жан-Луи уходит из кино. А спустя почти десятилетие возвращается, чтобы пережить на экране смерть своей любимой жены.
Его герой восхищает своим терпением и силой привязанности к своей половине в самом точном смысле этого слова. Автор фильма показывает нечто большее, невидимое в любви, но что становится понятным, когда наблюдаешь за поведением главных героев. Когда он кормит её с ложечки, катает её на инвалидной коляске. Каждый раз когда он кладет руку её на плече, обнимая, чувствуется то, что вложено в саму суть картины – это любовь. Эти сцены дают столько тепла, что хочется забыть о том, то ты смотришь кино.
Шуберт, Бах, Бетховен – чья ещё музыка может так тонко и красиво углубить отношения восьмидесятилетней пары, сделать картинку более объемной, тем более что главные герои - музыканты. У Ханеке прослеживается особая любовь к музыке, ибо это не только способ передать эмоции, но и смысл.
Вместе с героями фильма зритель идет не по нарастающей, а по убывающей – постепенно “умирает” с Анной, главной героиней фильма Эмманюэль Ривой («Хиросима, любовь моя»). Безусловно, режиссер – манипултрует нашими чувствами, как было замечено на лекции Йена Смита в Школе кинокритиков ОМКФ: он точно знает в какой момент мы с вами заплачем, и главное, таких моментов достаточно на каждого из нас: если этого неслучится в одной из сцен, то в следующей это точно случится.
Фильм для всех, но не каждый сможет его принять. Кто почувствует гораздо больше, чем другой. Фильм прост, но это для режиссера. Как сказал Тодоровский на предыдущем фестивале, я с годами пересматривал Тарковского и заметил как меняется мое отношение к нему – он стал для меня прост в понимании его картин. Также можно сказать и о «Любви» Ханеке: самая простая истина, заложенная в суть фильма, кому-то будет понятна сразу, а кому-то потребуются годы, чтобы научится любить так, как показал это Ханеке.
Игорь Григоренко,
Школа кинокритиков
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.