Об обратной стороне правого радикализма

03 грудня 2012, 11:57
Власник сторінки
Народный депутат Украины, основатель «Института прав человека, противодействия ксенофобии и экстремизму (ИПЛЕКС)»
0

В последнее время праворадикальные настроения в украинском обществе, как и в мире, активизировались, что вызывает желание найти объяснение данному феномену.

Делать вид, что такого явления, как правый радикализм, в Украине нет вовсе – неправильно. Это страусиная позиция, которую, увы, демонстрируют наши политики. Говорить об этом явлении исключительно как о недоразумении – значит не видеть реальных тенденций, которые происходят в обществе. Петь правым радикалам восторженные оды, дать им возможность воплотить свои программные принципы – это путь к неофашизму. Истина лежит, как всегда, посередине.

Европа неоднократно переживала всплески правого радикализма. Как правило, он являлся спутником либо предвестником экономических и политических кризисов. Фашизм в Италии, нацизм в Германии, фалангизм в Испании, националистические движения в Центральной Европе – все они были вызваны последствиями Первой мировой войны, Версальской системы международных отношений, а также мировым экономическим кризисом.

Неофашизм и неонацизм 60-70-х годов стал следствием проблем в экономике Западной Европы. Перелом веков дал нам феномен Гайдера в Австрии, Ле Пена во Франции, Александры Муссолини в Италии. Именно в это время в Украине начинается возрождение украинского интегрального национализма, которое не воспринималось как серьезный фактор общественно-политической жизни.

А между тем, это идеология, которая отвергает основные принципы демократии, провозглашает лозунг «Украина для украинцев», делает этнические и даже расовые подходы доминирующими. Мы ошибочно полагали, что интегральный национализм будет локализован в нескольких западных областях Украины и не перешагнет региональные границы, укрепляясь на маргинальном уровне. Приведу несколько красноречивых примеров. В 1923 году нацистская партия насчитывала несколько тысяч человек, которых считали маргиналами. Через 10 лет они пришли к власти в Германии, а еще через 6 лет – поработили всю Европу. В 1917 году партия большевиков насчитывала 3,5 тысячи членов, к концу года она взяла власть в стране. Партия «Свобода» в Украине в 2012 году набрала в 12 раз больше голосов, чем в 2007. Она перестала быть явлением только лишь западно украинским и вышла на общенациональную арену.

Существуют объективные тенденции, позволяющие говорить о том, что правый радикализм будет развиваться. Он развивается в целом в Европе и мире.

Я искренне надеюсь, что нашему обществу хватит чувства ответственности за будущее для того, чтобы правый радикализм не стал востребованной господствующей идеологией. Если правые радикалы действуют в определенных рамках – закона и  общественного контроля – они останутся предметом изучения и дискуссий для политиков и политологов. Если же правые радикалы подминают общество под себя, воплощают свои доктрины и программные принципы в жизнь, то это, как свидетельствует история, заканчивается неизбежными трагедиями, ночами длинных ножей и хрустальных витрин, а позже и нюрнбергскими процессами.

Я всегда избегал жестких подходов, предпочитая действовать толерантно. Однако бывают ситуации, когда реагировать на обстоятельства можно лишь самым серьезным и бескомпромиссным образом. Во избежание повторения трагических уроков истории, нам уже сегодня необходимо говорить о внесении изменений в законодательную базу, регламентирующую ответственность и ужесточающую наказание – вплоть до уголовного – за подобные преступления против своего и других народов. Наше законодательство должно приближаться к европейским нормам права, где высказывания радикально-националистского и расистского характера караются со всей строгостью буквы закона. 

Использование языка ненависти в США и Европе признано преступлением. Достаточно вспомнить такие вызвавшие общественный резонанс случаи, как антисемитские заявления Джона Гальяно, за которые он был уволен из модного дома «Dior»; судебный процесс и извинения перед французской общественностью Президента компании «Guerlain» Жан-Поля Герлена за расистское высказывание; отставка Президента Гарварда Ларри Саммерса за сексистский доклад на конференции. И это лишь самые нашумевшие прецеденты, помимо которых насчитывается ряд менее анонсированных административных случаев с серьезными штрафными санкциями. Поэтому я призываю представителей праворадикальных сил к социальной и политической ответственности, иначе в отношении них могут последовать другие, более жесткие, но действенные меры – от административных штрафов до уголовной ответственности со стороны украинского законодательства, а также визовых санкций со стороны мирового сообщества.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.