Волшебная палочка украинского кино

17 липня 2013, 16:33
Власник сторінки
Школа кинокритиков ОМКФ 2013
0
Волшебная палочка украинского кино

«Креденс» Валентина Васяновича на IV ОМКФ

Беспощадно критиковать отечественное кино стало общим местом в украинском обществе. Подобные тенденции провоцируют на примитивные рефлексии, выраженные в перефразированной формуле «не смотрел, но презираю». Несмотря на это, среди оптимистично настроенных зрителей звучат надуманные разговоры о некой «украинской новой волне». К сожалению, такие формулировки зачастую оказываются преждевременным отображением чаяний и надежд. Вот, мол, еще немного и новый Довженко выйдет на берег из пены морской. Как мы знаем, на безрыбье и рак рыба. Но если не впадать в противоположные крайности, то в маленьком пруду современного украинского кинематографа можно разглядеть достойных представителей своей профессии.

Стоит сразу отметить, что речь идет о молодых режиссерах - не затрагивая признанных мастеров советской киношколы, таких как Кира Муратова, чей новый фильм «Вечное возвращение» представлен в программе ОМКФ. К примеру, в 2010 году публику взбудоражил художественный дебют Сергея Лозницы «Счастье мое», получивший Приз за лучшую режиссуру на Кинотавре. Жесткая, хладнокровная лента, передавшая атмосферу разложения и безысходности постсоветских стран, полюбилась украинским и российским кинокритикам. Хотя «Счасть мое» впервые представлял Украину в конкурсной программе Канн, фильм белорусского режиссера, снятый в копродукции с Германией и Нидерландами, согласитесь, довольно трудно назвать национальным кинематографом. Но хочется.

Затем следовало уже привычное молчание, нарушаемое достижениями фестивальных призеров в коротком метре, отреставрированными лентами былых лет и одинокими попытками выдать, опять таки, рака за рыбу. Несмотря на это, конкурс на лучшую украинскую картину успешно проходит в Одессе и в этом году в программе представлено четыре полнометражных фильма.

Дебютировав в прошлом году картиной «Обычное дело» Валентин Васянович представил свой новый фильм «Креденс», впервые продемонстрированный широкой аудитории. Впрочем, аншлага в зале не было, но часть зрителей по окончанию фильма яро хлопала стоя и назвала ленту «прорывом» в украинском кино. Трагикомедия «Креденс» очень даже национальная картина: снята во Львове, на деньги Госкино (половина бюджета фильма), про наши с вами реалии. Язык фильма «народный», то есть кто на русском, кто на украинском, а кто и вовсе на суржике. По словам режиссера, если бы актеры разговаривали с галицким акцентом, то это помешало бы им сконцентрироваться на игре и к тому же выглядело неестественно.

Креденс – это дедов трофей, немецкий буфет для посуды, ставший лишним для нового поколения и мешающий комфортной и спокойной жизни. Он является беспристрастным наблюдателем и участником жизненных коллизий главных героев и непринужденно ожидает  своего полного фиаско. Главный герой Орест – обычный украинец, он играет в оркестре на виолончели, посещает родительские собрания и хочет наконец-то поехать в Вену.

Он хочет жизни по справедливости, но не все складывается так безупречно. Семья удручает, сумасшедшие родственники плетут интриги, поездка за границу возможна только через постель. К счастью, режиссер на впадал в крайности и показал беды Ореста без излишней жестокости и надменного морализаторства. Он просто живет, как и все мы, среди часто неблагоприятной действительности: безграмотные милиционеры, подлые коллеги и бездушные судья оттесняют «жизнь по справедливости» на второй план.

Тем не менее, накопление проблем выглядит не более, чем повсеместным фарсом, среди которого нам приходится жить. Легко и иронично Васянович передает будни львовян, развернувшихся на фоне городских улиц и оперного театра. Фильм не вызывает желания «свалить» из страны, хоть герой и бредит поездкой в Вену, а скорее говорит о том, что жить здесь все таки можно, даже честному человеку, стоит только обладать чувством юмора и железной волей.

И если в драме «Счастье мое» главный герой разрешает проблемы беспощадной расправой с помощью пистолета, то в трагикомедии «Креденс» обезумевший от всеобщего идиотизма Орест берет в руки палку, что оказывается не менее эффективным способом выпустить пар и постоять за себя.

Кирилл Караченцев,

Школа кинокритиков ОМКФ

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
ТЕГИ: ОМКФ
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.