Парафирование документа, в котором насчитывается больше тысячи страниц, означает, что Украина и Европейский Союз фактически прошли путь согласования параметров экономического сотрудничества.
Достаточно напряженные переговоры продолжались более четырех лет. Сотрудники профильного министерства постоянно принимали в них участие. Они не только доказывали европейским коллегам необходимость отстаивания украинских интересов, но и убеждали чиновников и политиков внутри страны, рассказывая о преимуществах европейской интеграции.
Благодаря нескольким десяткам раундов переговоров в министерстве экономического развития и торговли научились компромиссу как искусству возможного. И парафирование соглашения о создании Зоны свободной торговли до начала в Европейском Союзе затяжных летних каникул – лучшее тому подтверждение.
Соглашение о создании ЗСТ с ЕС – пример внешнеполитической адекватности и экономического прагматизма украинского руководства. А еще это успех. Правда, он дался очень тяжело.
Парафирование раздела Соглашения об ассоциации по созданию углубленной и всеохватывающей Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС можно в известной степени считать успехом, ведь завершение любого этапа переговоров «является серьезным успехом власти, поскольку это событие анонсировалась по меньшей мере год». Так считает эксперт Центра Разумкова Константин Дикань.
Документ готовили и парафировали не спеша. Хотя, тех кто подталкивал было достаточно. Такое впечатление, что на зуб пробовали каждую запятую документа. По крайней мере это позволило учесть ошибки допущенные во время аврального присоединения Украины к ВТО.
Европейский рынок и так занимает лидирующие позиции в украинском товарообороте. Но рынков, так же как и денег, не бывает много. Это давно осволи украинские компании. Они не боятся размещать свои акции на Лондонской и Варшавской биржах.
Украинский бизнес хочет быть публичным и отрытым. Не потому, что мы созрели к этому. А, скорее, наоборот. Как высказался собственник одной из агрофирм, которая разместила свои акции на Варшавской бирже: «публичную компанию сложно забрать у собственника, ее сложно отобрать при помощи рейдерских схем, публичность –это иммунитет от беспредела». Правило которого придерживается Брюсель, «демократия – это процедура», также распространяется и на бизнес.
Парафирование соглашения о создании ЗСТ позволяет украинским производителям четче понимать, какие усовершенствования необходимы для эффективной конкуренции на европейском рынке. Но главное преимущество соглашения - это четкие и понятне правила игры, что является дефицитом в Украине.
С другой стороны, трудно не согласиться с экспертом Михаилом Погребинским, который говорит, что не стоит ждать инвестиций с Запада: старушке Европе и так плохо, ее кошмарит от кризиса. Но это не означает, что инвестиций не будет завтра. С другой стороны, может случится так, что украинские компании начнут инвестировать в Европу...
Экономический потенциал Украины врят ли можно назвать полностью расскрытым. Это сейча звучит смешно и наивно, но еще лет пять-семь тому на возможности Китая тоже смотрели с улыбкой. Теперь китайцы скупают мировые бренды и выделяют миллиардные кредиты таким неблизким странам как Бразилия и Белорусь. Даже Европе готовы подбрось деньжат, что бы она выкарабкалась с затяжного кризиса…
Курс не на Восток
Парафирование Соглашения – реальный шаг по направлению к ЕС. И это намек Кремлю, что Киев не собирается присоединяться к Таможенному Союзу. К тому же, теперь не придется ломать голову над придуманой Президентом Виктором Януковичем формулой 3+1 в рамках которой он видел сотрудничество Киева и Таможенного Союза.
Похоже, нету смысла расшифровывать эту запутаную формулу. Где место Януковича Путин продемонстрировал во время своего крымского визита. Политик и экспер Степан Барна хорошо подметил, что Путин развернул Укрвину на Запад. Вместо общения с украинским Президентом российский премъер, под звуки музыкального фонтана, пообщался со своим кумом Медведчуком на его даче. Кстати, это прозрачный намек Кремля для Банковой с кем нужно консультироваться…
Для Киева более важным является не Таможенный союз с несовсем понятными условиями, а членство России в ВТО. После долгих переговоров Москва стала членом этой организации. Для бизнеса - это не восточные правила «по понятиям», а те же прозрачные стандарты Запада. Если ты член ВТО - работай по правилам, иначе получиш по шапке.
Политические тормоза
Парафирование Соглашения о Зоне свободной торговли - это только половина пути. Теперь перед украинской властью стоит более серьезная задача - убедить сначала правительства, а потом парламенты стран ЕС ратифицировать Соглашение об Ассоциации.
Министр экономического развития и торговли Петр Порошенко остается оптимистом и считает, что ратифицировать Соглашение можно максимум в начале 2013 года. «Украина способна выполнить все условия и обязательства относительно гармонизации законодательства и стандартов. Это нужно Украине. Если все будут работать в этом направлении, это можно сделать достаточно быстро», - уверен Порошенко.
О том что Соглашение об Ассоциации нужно именно Украине знают и в Европе. Особенно на этом акцентируют внимание во Франции и Германии. Здесь очень медленно будут торопиться по поводу ратификации Соглашения. Единственное, что их пожет поторопить – это освобождение Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Выполнение других требовний например, реформирование судебной системы, можно отложить на время.
Не зря некоторые эксперты допускают, что оппозиционных политиков могут освободить до конца года. Тогда они не смогут принять участие в выборх. Зато Европе это будет как бальзам на душу. Главное, успеть вовремя подсунуть Соглашение для подписи. Правда, эксперты не говорят как освободить Тимошенко и Луценко, не нарушая действующие Законы.
Можно было бы гооворить о таком варианте как убеждение, переговоры и уговоры. Но, у европейских дипломатов, похоже, уже выработался иммунитет на обещания украинской власти. Они верят только конкретным действиям. А их нету…
Поэтому подписанное Соглашения об Ассоциации и парафирование части, которая касается Зоны свободной торговли, это только полпути. Как быстро пройти вторую часть пути, зависит не от Порошенко. Курс движения страны, даже по Конституции, определяет Президент..