Желание исправить другого вместо себя - естественно. Так
поступают все духовные неофиты. Вот человек как бы духовно рождается, что-то
начинает понимать в жизни. Осознавать, что думал, говорил и поступал в свое
время - не правильно. Что происходит дальше? А дальше дьявол уводит его от
того, чтобы он, действительно, стал лучше. И тем самым реально сделал лучше свою жизнь и
других людей. Ведь улучшить мир, мы можем только тогда, когда сами
начинаем переменяться к лучшему.
Но, как только мы ступаем на этот путь, дьявол тут же уводит такого начинающего прозревать человека не в совершенствование самого себя, как он хотел поначалу. А в
обличение других.
Такой вроде бы и начитанный человек остался в сущности
прежним. Духовно безграмотным и темным. Часто он сам в этом и не виноват. Его
так воспитали. Такой у него был круг общения, привычки, мировоззрение. Они уже
привели к тому, что он начал задумываться, что живет не правильно. В его жизни
уже есть дурные плоды его неблаговидных поступков, и он начинает задумываться, что-то в моей жизни не так.
Он бросается в одно духовное учение, второе, третье. Хочет
понять, что же с ним происходит. И, когда он уясняет себе какие-то первые духовные
истины, точнее пробуждается его угасшая было совесть, он как бы прозревает. И такой человек, ликуя, что, вот, он переменился и стал лучше, тут же и хочет, чтобы и другие прозрели, как он сам. Но ему почему-то не удается убедить в своей правоте других. И он начинает размышлять, почему так происходит? Почему я не могу передать другим то, что знаю и во что верю я сам?
Все дело в том, что реальных перемен в глубине сердца такого человека еще нет. То, что он считает переменами в своем сознании и жизни - это все в
нем поверхностное. Наносное. Человек только думает, что преобразился к
лучшему. Что-то постиг. Но вот он попадает в какую-то ситуацию, в которой недостатки его становятся видны всем невооруженным глазом. Он тогда неожиданно для себя он сам и другие люди понимают: каким ты был, таким ты и остался. Или даже стал хуже.
А сколько трудов
потрачено на то, чтобы стать лучше! Человек думал, читал, старался жить чище. Но вот возникла перепалка на работе или дома и он убеждается, что все в его душе осталось по прежнему. Он все так же причиняет другим людям боль. Может, не
физическую, так моральную. Унижает других людей, хотя и на этот раз уже не ради себя, как он думает, а ради Христа. Но,
по сути, такой человек делает то же самое, что и делал раньше. Сеет и
распространяет посеянное в нем раньше зло. Но делает это уже как бы под
благовидным предлогом. Он за что-то борется уже как бы и не свое.
Один - за веру. Другой - за царя. Третий думает, что он борется за Отечество.
Но во всех самых распространенных случаях стычек и
перепалок между людьми: бытовых, религиозных, государственных и национальных, в дискуссиях на темы взаимоотношений мужчин и женщин - даже, когда мы, как нам кажется, вооружены новыми знаниями и идеями, на практике в нашем лице присутствует все тот же
неустроенный и часто очень несчастный и одинокий человек. Слепец хочет вести
слепых – так говорил о таких людях Исус. И уготованной им всем ямы уже недолго
осталось ждать.
Так что же нам делать?
Чтобы разобраться в
том, что же нам делать – вернемся к началу нашего разговора.
Итак, человек уже
осознал, что живет не правильно. Он или она уже хотят жить иначе. И они уже
что-то делают для этого. Что-то читают, посещают какие-то
лекции, что-то слушают или смотрят. Но перемен в их жизни все еще нет. Потому
что их изменения - они лишь словесные. Их хватает лишь на то, чтобы высказать понравившиеся им чужие, может и правильные какие-то мысли. Но не хватает для того, чтобы
осуществить их на практике в своей собственной жизни. Поэтому их слова и
проповеди, с которыми они обращаются к другим людям, часто выглядят не
убедительно.
Феномен Исуса, слова которого мы изучаем и пытаемся
постигнуть по сей день, заключается в том, что Он сам жил точно так же, как и проповедовал жить другим. Он призывал прощать. И сам прощал. Призывал терпеть. И сам терпел. Призывал верить в Бога. И Сам верил и вверял Себя Богу.
Именно поэтому Исус был так убедителен, жил и
творил чудеса, как пишет Евангелие, с удивительной силою. И дивились люди: так до Него еще никто не говорил...
Значит, чтобы стать лучше, и жить так, как мы говорим, нам нужен Исус. Нам нужно научиться у Него тому, чтобы наши хорошие мысли и слова не расходились с нашими делами. Взглянуть на себя Его добрыми и проницательными глазами. Соответствует
ли наша жизнь тому, что мы сами же и проповедуем? И вот, вооружившись Евангелием или чем другим, мы начинаем себя
оценивать. И чаще всего благосклонно приходим к заключению – у нас все в
порядке. Я не такой, как вот этот или вот та. У меня были, конечно же, проблемы в прошлом. Но теперь я сам обратился. И
обращаю в веру других. И у меня все хорошо.
Но, если присмотреться к такому человеку, даже рассуждающему
о Боге и Духе Святом, окажется, что плодов Духа Святого, в нем нет. Даже, произнося
вроде бы и правильные вещи, такой человек срывается на оскорбления, нетерпим,
готов унизить и обидеть всякого, кто с ним не согласен. Говоря о Боге, добре,
он или она продолжают сеять зло, которое притаилось в них. Но делают это уже
под благовидным предлогом борьбы за добро.
Все мы часто оказываемся в таком положении. Хотел как лучше.
А получилось как всегда.
Как же реально стать целостней и чище? Зажить лучше самому и помочь в этом другим? Надо перестать оценивать окружающих. Дьявол как раз этого и хочет, чтобы мы занимались
другими. Спасали, как он внушает нам, их. А не свою далеко не безгрешную душу. Ведь реальность такова, что, не изменившись сами, мы не можем изменить других людей. И это он, дьявол - обвинитель. А не Господь. Но мы почему-то очень часто забываем об этом. О том, что, пока мы живы, Бог нас не судит. Судит и обвиняет нас и других дьявол. И именно ему мы служим, поступая так же, как и он, осуждая ближнего своего.
Как поступает в таких случаях Исус? Вот к нему привели женщину, схваченную во время прелюбодеяния. За это по закону Моисея ей полагается смерть.
Но Исус не обвиняет ее. Он говорит: кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень. Исус делает так, что обвинители, укоряемые совестью, по одному выходят из храма. От старого до младого.
- Где те, что хотели осудить тебя? - спрашивает блудницу в опустевшем храме Исус.
- Не знаю, - отвечает несчастная.
- И я тебя не сужу. Иди и больше не греши, - говорит ей Исус.
Вот как милостиво судит Исус. А мы? Как мы судим своего ближнего?
Все это хорошо. Но, как перестать судить других людей и измениться самому?:) Ведь это самое важное. Для этого нам
надо перестать оценивать себя, исходя из собственных представлений о добре и
зле, пусть даже и почерпнутых из источников, которые нам нравятся и которым мы
доверяем. Чтобы понять, какими мы есть на самом деле, нам нужно почаще
вглядываться и вслушиваться в Евангелие. Сравнивать свои мысли, слова, поступки
с тем, что говорит Исус. Именно Евангелие и Ветхий завет читают на каждой службе
в церкви.
Степень своей близости к Господу, реальной, а не выдуманной
нами, мы можем определить по тому, есть ли в нас плоды Святого Духа? Он перечислены в
Евангелии. Это - мир, долготерпение, кротость, любовь, радость, благость,
милосердие, долготерпение и другие. И вот мы начинаем вглядываться в себя. Но
уже с Исусом. Уже не мы оцениваем себя. А Он оценивает нас. Наши мысли, поступки,
слова. Отношение к окружающим. Вот кто-то меня расстроил. Что я сказал этому
человеку? Что я о нем подумал? Или, может быть, даже сделал?
Вот передо мной очередной соблазн. Сумел ли я удержаться и
избегнуть его? Или я снова стал рабом своей страсти или привычки, от которой
хочу, но не могу избавиться? Вот меня незаслуженно обидели и оскорбили. Как я
себя повел? Смолчал, простил обидчика? Или пошел крушить все направо и налево,
отвечая злым поступком на злое действие в отношении меня? Недобрым словом на чужую гневливую реплику. А,
даже, если я и сумел сдержаться на этот раз о ответных злых слов и действий. Не желал ли
я своему обидчику зла мысленно? Не проклинал ли я его?
Если мы вот таким образом начнем оценивать не других, а
самих себя - мы увидим, как от нашего, как нам казалось, благочестия и духовности не
останется и следа. Куда-то подеваются наши начитанность и разум. И мы убедимся,
как мы не мудры. Исус покажет нам наши злые слова и дела из прошлого, о которых
мы, казалось, и забыли. А после этого и мы сами вспомним, что и сейчас мы продолжаем поступать так же плохо, как
поступали раньше. Даже, если все 24 часа в сутки мы рассуждаем о переменах и о добре.
Евангелие подведет нас
к реальности нашей жизни. К пониманию того, как мы сами еще не совершенны. И к тому, что свою лень и часто
беспомощность перед собственным грехом мы скрываем в обличении недостатков
других людей, мнимых или явных. И вот здесь, если мы будем до конца честны перед собой,
и скажем себе: да, грешен, я не прав, я виноват, я плох, я согрешил мыслью,
словом или делом - только тогда начинается наше реальное исцеление. И только после этого мы, с Божьей помощью, можем попробовать помочь поменять свою жизнь другим. Исцелить другого человека - это значит, вернуть ему целостность его духа. Воссоединить его с Отцом небесным.
Сами мы это сделать не в состоянии. Для этого нам нужна Церковь с ее таинствами: исповедью, Причастием, заступнической молитвой в Духе Святом.
И, если нам удается умолить Бога простить нас, Он дает нам
силы исправиться и стать лучше. Это Он и только Он делает нас
другими, а не мы сами чудесным образом изменяемся к лучшему. И, когда мы с Ним, только тогда наши слова не отличаются разительно от наших
дел, и скрытых от других, как мы думаем, мыслей. Только тогда мы начинаем
получать плоды Его Святого Духа и можем щедро делиться ими с другими.
Иначе, что бы мы ни говорили, и о ком бы мы не говорили: об Исусе,
Будде или о ком другом - вместо плодов Святого Духа и откровений Господа мы будем делиться с другими людьми совсем другими дарами и откровениями. Мы будем сеять в жизни других людей зло, которое так и не сумели искоренить в себе. Даже, если и будем при этом неустанно пропагандировать добро.