Тему нового правописания мне, харьковчанину, нельзя обойти уже потому, что все началось с "харьковского правописания" образца 1927 года. Оно еще известно как "скрыпниковка" - в честь народного комиссара просвещения УССР Николая Скрыпника, и стало компромиссом между галицкой и днепровской традицией. "Етер", "катедра", "кляса" и буква "ґ" появились именно тогда, в ходе политики украинизации на фоне разрухи после Гражданской войны. После отмены новых правил прошло 59 лет, распалась "Империя Зла" и на руинах 90-х годов вернулись буква "ґ" и звательный падеж.
За следующие 25 лет Украина из космической и индустриальной державы постепенно превратилась в сырьевой придаток, потеряла суверенитет и территории, пережила две уличные революции, несколько раз поменяла Конституцию, но не получила эффективной системы власти и воюет на своей территории дольше, чем длилась Великая Отечественная. В момент, когда большинство сфер экономики и общественной жизни достигли дна, а миллионы людей ждут прекращения хаоса и улучшения жизни, появляется новая версия правописания. И вместо обсуждения проекта страны мы теперь будем заново садиться за парты, чтобы разобраться с "индиком", "фоє" и буквой "ґ" в фамилиях типа "Ґете".
Что же, с оглядкой на историю вопроса это вполне логично. Неслучайно и в эфирах люди переживают не про то, что они будут есть, а про мову.