Согласно сюжета пьесы М.Старицкого, любовная трагикомедия разыгралась в Киеве, в районе Гончары-Кожемяки, который простирается от Андреевской церкви до Подола. И создателям постановки удалось как нельзя лучше передать атмосферу старого Киева – узнаваемого и любимого.
В декорациях, где основным символом стала Андреевская церковь, сквозь которую прорастают мальвы (впрочем, как и сквозь все, что было на сцене) — тонкий намек на провинциальность. Тем не менее, именно обилие цветов придало всему сценическому действу легкость и праздничность.
Даже огромная бутафорская свинья, логично вписавшаяся в общую атмосферу, стала аллегорией не только среды обитания главных героев, стремящихся «из грязи в князи», но и их «свинских» поступков.
Органично вписалась в сюжет музыка, написанная композитором Юрием Шевченко. «У балета есть свой язык, язык пластики, сценографии, музыки. И это сразу меняет все акценты — история остается все той же, но способ ее рассказа несколько иной. Я, например, месяца три колебался — использовать ли известную песенку Голохвастого и компании «В небе канареечка летает …», — делится историей создания балета композитор. – В конечном итоге музыка была написана и в руках Владимира Кожухаря моя партитура зазвучала волшебно».
Тем не менее, веселые куплеты «Канареечки» стали лейтмотивом балета, в котором звучит и кадриль, и танго, когда Проня осваивает азы балетного искусства в частном салоне. В тоже время, в музыкальную канву удачно вплетены и народные мелодии, и знаменитая «Школа Соломона Пляра».
Костюмы героев, а их отшито более сотни — ручной работы и из натуральных тканей, стилизованных под эпоху прошлого века, далеки от классических балетных. На создание образов Анну Ипатьеву вдохновило творчество Марии Примаченко, а вот костюмы для главной героини – Прони, это влияние современного украинского художника Владислава Шерешевского. Стеганые ватники, льняные сарафаны, многослойные юбки и кожухи персонажей обильно декорированы принтами, лентами, аппликациями, кружевом и украинской вышивкой. Как и декорации, каждый образ «рассказывает» о своем персонаже, вызывает определенные ассоциации. Богатство сценических костюмов стало еще одной изюминкой постановки, добавляющей ей яркость, колорит и неповторимость.
Образ Прони в первом премьерном показе воплотила Татьяна Андреева, которой принадлежит инициатива постановки этого комическо-мистического балета. В ее исполнении Проня – это уже не просто смешная мещанка, мечтающая выйти удачно замуж. Проня стала мечтательной, влюбленной, более изящной и романтичной, барышней искренне желающей найти свое женское счастье. Блестящим творческим приемом стало ее свадебное платье с длинным шлейфом, в который почти насильно закутывали Голохвастова, роль которого исполнил Ярослав Ткачук. Грациозный в красивой одежде он казался обворожительным и искренним, а не злым искусителем, жаждущим богатства невесты.
Балетмейстер-постановщик Виктор Литвинов, заметил: «Нам очень хотелось донести до зрителя весь юмор, заложенный в пьесе Старицкого, — и добавил. — Но очень сложно было языком танца передать знаменитое выражение «Проня Прокоповна, вам просили передать, шо вы падлюка».
Можно с уверенностью сказать, что «За двумя зайцами» — балет уникальный, он получился многогранным – и мистическим, и юмористическим, и драматическим. Кроме того, он стал очень громким аккордом в завершении театрального сезона.