Биография очень любопытного художника, только недавно его имя стало широко известно харьковской публике. А ведь до 1917 г. его картины пользовались необычайным спросом.
Род
Волошиновых появился на территории Харьковского слободского казачьего полка
после неудачного Прутского похода (1711 г.) Петра I, когда волошский князь Кантемир со
своими подданными перешёл на сторону российской армии и вынужден был
переселиться на земли Российской империи. Как известно, Кантемиру и его
подданным были пожалованы имения попавшего в немилость бригадира слободских полков
генерал-майора Ф. Шидловского, так на территории Слободской Украины
появились фамилии Волошенин, Волошка, Волошенко, Волошин.
В конце XVIII ст. и первой трети XIX ст. в Харькове проживали
несколько семей потомственных дворян Волошиновых (прапорщик запаса Антон
Волошинов, священник Семен Григорьевич Волошинов, подканцелярист Иосиф Иванович
и губернский секретарь Алексей Иванович Волошиновы, губернский регистратор
Фёдор Кондратьевич Волошинов с братом Николаем и сыном Владимиром, штабс-капитан
Дмитрий Волошинов с сыном Василием) но ни одна из них не имела отношения к
семье художника. Вполне вероятно, что только один чиновник проживающий в
Харькове, имеющий дворянское происхождение имел некоторое отношение к семье
художника Е. И. Волошинова – коллежский регистратор Пётр Герасимович
Волошинов, который был сыном священника Екатеринославской губернии. Дети
П. Г. Волошинова учились в Первой Харьковской мужской гимназии и один
из них Яков Петрович Волошинов (1804 г. р.) по окончании Медицинского
факультета Императорского Харьковского университета служил уездным врачом в г.
Ново-Московске.
Игнат Волошинов числился купцом 3-й
гильдии в уездном городе Ново-Московске Екатеринославской губернии, однако жил
и торговлей занимался в Харькове, был достаточно богат, имел дом на Садовой
улице. Сведений о жене И. Волошинова пока найти не удалось, скорее всего,
что она умерла, когда их единственному сыну Евдокиму (1823 г. р.) было
всего несколько лет. Возможно, именно эта причина стала тем фактом, что Евдоким
был отправлен учиться в Академию художеств вольноопределяющимся учеником с 17
марта 1831 г. Не исключено, что в этом случае сыграл роль богатый
харьковский купец Парфентий Карпов, чей сын Василий также учился в это время в
Академии художеств. В 1842 г. Е. И. Волошинов был уволен из
купеческого звания, а поскольку он состоял вместе с отцом в одном капитале, то
подати вместо него уплачивал отец, до следующей ревизии т. е. до 1850 года.
18 ноября 1846 г.
Е. И. Волошинов подал прошение о том, что состоит вольноприходящим
учеником в Академии Художеств, а для проживания его в Петербурге, ему
необходимо удостоверение о его происхождении. Проживал Е. Волошинов в
Петербурге «на углу Загиб. переул. дом Калгина № 27». Загибенинов
переулок носил название по фамилии домовладельца (дома 6, 11) купца Загибенина.
Параллельно существовал вариант Загибенев переулок. Загибенинов переулок был
разделен на Тучков переулок (с 1882 г.), Волховский переулок (с 1859 г.),
Кубанский переулок (с 1859 г.) и Двинский переулок (1859 г.). Часть
Загибенинова переулка по форме напоминает букву «Т», из которой горизонтальная
часть – Тучков переулок, а вертикальная – Волховский переулок. Дом купца Никиты
Никитовича Калгина в Петербурге на сегодняшний день не сохранился.
Учился в Академии Е. Волошинов
перспективной живописи у заслуженного профессора Максима Никифоровича Воробьева.
16 марта 1850 г. Е. Волошинов подал прошение в Совет Академии
художеств с просьбой «исполнить программу на звание Художника по живописи
перспективной и для того дозволить написать перспективный вид внутренности
Петропавловской церкви». В прошении указывались две причины невозможности
продолжать обучение: расстроенное здоровье и отсутствие средств. Ему было позволено
исполнить программу и 23 сентября 1850 г. Волошинов представил «Перспективный
вид внутренности Академической церкви» и 25 сентября того же года возведен
Художественным советом Академии художеств в звание неклассного художника.
29 сентября 1850 г. он был утвержден Общим собранием Академии в этом
звании, а 11 октября того же года получил аттестат Императорской Академии
художеств. К сожалению, в Научно-исследовательском музее Российской академии
художеств картин Е. Волошинова не сохранилось.
Евдоким Игнатьевич Волошинов
вернулся в Харьков в 1851 г. Чем занимался почти десять лет проживая в
Харькове, сведений мало. Единственно, что известно достоверно, это то, что он в
1853–1854 гг. написал главные иконы и иконостас в Николаевской церкви
с. Акимовка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии. Каменная
Николаевская церковь, была окончена постройкой в 1856 г. на средства
помещика коллежского асессора Серапима Юркова, его брата Валентина и сестры
Александры. В ней также были придельные престолы: с правой стороны в память
Знамения Божией Матери, с левой в честь Святителя Митрофана Воронежского.
Очевидно по требованию заказчика, т. е. С. Юркова, Волошинов
присылает 24 мая 1853 г. в Академию Художеств написанные им три
иконы: Моление
о чаше, Христа Спасителя и для Царских врат Благовещение Пресвятой Богородицы,
с тем, чтобы Правление Академии выдало ему свидетельство, что эти иконы
исполнены хорошо. Необходимое свидетельство он получает.
В октябре того же года он отправляет
в Академию Художеств ещё несколько икон для той же церкви написанные с той же
целью получить свидетельство об хорошем их исполнении. Всего были отправлены а
Академию: местные образы Спасителя и Божией Матери, Святителя и чудотворца
Николая, Св. Архангела Михаила (два образа), Архангела Гавриила, Тайной вечери,
Распятия и снятия с креста Христа Спасителя, Св. Евангелистов Матфея и Луки,
Св. Царицы Александры и для царских дверей в малом размере два образа Христа Спасителя и Божией Матери. Иконы
были рассмотрены Заслуженным Ректором Академии по части исторической живописи
В. К. Шебуевым и одобрены, Волошинову было выдано свидетельство с
приложением печати Академии.
В это же время его отец вел длительную
тяжбу с харьковским купцом Пиюком. В октябре 1856 г. Игнат Волошинов
подавал жалобу харьковскому губернатору на неправильные действия харьковской
полиции, которая не взыскивает с Пиюка должные ему деньги. По распоряжению
харьковского губернатора деньги Пиюк должен был вернуть Волошинову и полиция
должна была проследить за исполнением.
Большим везением для Евдокима
Волошинова было назначение в 1862 г. в Институт благородных девиц учителем
рисования. Приблизительно в это же время Евдоким Волошинов женится на
купеческой дочери Татьяне Евстафьевне Медведкиной (1827 г. р.). У них
было четверо детей: Мария (1864 г. р.); Пётр (1865 г. р.);
Екатерина (1867 г. р.); Андрей (1870 г. р.).
В октябре 1865 г.
Е. И. Волошинов получил первый классный чин коллежского регистратора со
старшинством с 1862 г. В 1867 г. он получил чин губернского секретаря со
старшинством с 1865 г. В ноябре 1869 г. Совет Института благородных девиц
подало прошение Харьковскому губернатору с просьбой о пожаловании нескольким
чиновникам института очередных чинов, в том числе и Волошинову. После
рассмотрения прошения по указу 12 мая 1870 г. Волошинов получил чин коллежского
секретаря со старшинством с 1 мая 1867 г. При этом в печатной версии
Императорского указа, видно, что помимо Института благородных девиц, Волошинов
находится на службе в Харьковском ветеринарном училище. В 1873 г. Е. Волошинов
титулярный советник с жалованием 750 руб. в год. А к 1877 г. он получит чин коллежского
асессора, дающего право на личное дворянство. Однако Волошинов этим правом не
воспользовался.
Первые годы Волошиновы жили в отцовском
доме по ул. Садовой № 9, но к концу 1870-х деревянный дом пришел в
ветхость и они переезжают на съемную квартиру по ул. Ново-Чернышевской в дом
Пархоменко.
Е. И. Волошинов преподавал
уроки рисования не только в Институте благородных девиц, но и в других женских
учебных заведениях, например в 1877 г. в Мариинской женской гимназии.
Выйдя в отставку из Института, он преподает рисование в частных женских
гимназиях К. Л. Филипс (ул. Клочковская) и женской гимназии Н. Я. Грегорцевич
(ул. Вознесенская).
Помимо рисования, как и многие
художники того времени он увлекся фотографией, очевидно часть своего наследства
он вложил в фотографическое заведение, которое он открыл в 1864 году в доме
Деларю по ул. Сумской. Уже в 1869
г. это заведение продается «по непредвиденным
обстоятельствам дом, картины и фотография с мебелью». Повторное объявление выходило
в августе того же года. Фотографию приобрел некий Слатин, о чем поместил
объявление в Харьковских губернских ведомостях следующего содержания:
«Приобретя в собственность фотографическое заведение г. ВОЛОШИНА, на
Сумской улице, д. Деларю, я пригласил к себе фотографа и ретушёра
Плачковского о чём и довожу до сведения публики. Фотография открыта с 15 числа
сего месяца, приём работает от 10 утра до 4 по полудню». В дальнейшем это
фотографическое заведение, очевидно в рекламных целях называется как фотография
художника Волошинова, хотя возможно, что он свою фотографию выкупил вновь:
«Фотография художника ВОЛОШИНОВА на Сумской, д. Деларю, открыта и принимаются
заказы. Нужен помощник, знающий хорошо фотографию».
В марте 1882 г. представил в
Императорскую академию художеств девять картин овощей с последующим
отправлением их на Всероссийскую Московскую ярмарку. Вот перечень этих работ:
«1я Тыква на корню ………………………………..
2500 руб.
2я Разные овощи картина большого размера …… 2000 руб.
3я Одна половинка
арбуза
4я Одна половинка
арбуза
|
Харьковской породы
……………………...… по 200 руб. каждая.
5я Пучок редиски …………………………………..
250 руб.
6я Разные овощи меньшого размера …………… 1400 руб.
7я Огурцы в кульке
………………………………... 900 руб.
8я Одна половинка
арбуза Керченской породы … 400 руб.
9я Группа огурцов
………………………………… 350 руб.».
Картины Волошинова были представлены
на выставке в Академии художеств на светлой и фоминой неделе 1882 г.
Академия 2 мая того же года на академическом совете отметила его картины за
хорошие познания в живописи малой поощрительной медалью. К неудовольствию Волошинова
картины его на Московскую выставку отправлены не были, более того вернулись к
нему в Харьков только осенью 1882 г. после настойчивой его просьбы к его
знакомому Алексею Ивановичу Исееву. Волошинов в течение всей жизни нуждался в
средствах, отправляя их на выставку в Москву, он предполагал получить несколько
большую цену за них, нежели в Харькове, а получилось, что истратил только
дополнительные средства на их доставку в Петербург и обратно, а также на
страховку.
Супруга Е. И. Волошинова
была из богатой купеческой семьи, имея свои собственные средства, она владела
двумя земельными участками. В 1886 г. на одном из них по ул. Ветеринарной 21,
она строит деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте с мезонином под
железной крышей. В 1899 г. Т. Е. Волошинова строит дом по ул. Сумская
96, с этого времени семья проживает по этому адресу, дом же по Ветеринарной
улице продается. Возможно, финансовые затруднения в семье Волошиновых,
вынуждают продать и это домовладение. В 1909 г. Волошиновы больше не
являются домовладельцами г. Харькова. В настоящее время сохранился дом по ул.
Иванова (бывшая Ветеринарная) № 23, который строился Волошиновыми, последующие
владельцы обложили его кирпичом, осуществили ряд перестроек.
Е. И. Волошинов умер 23
ноября 1913 г. О судьбе его детей с достоверностью можно говорить лишь об
Андрее, который в 1903 г. проживал по ул. Мало Гончаровская и служил без
чина в контрольном управлении Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороге.
В 1906 г. он исполнял должность помощника контролера на ж. д. станции
Александровск в чине коллежского регистратора. А в 1908 г. в чине
губернского секретаря служил контролером на ж. д. станции Кременчуг.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.