Наша беда в том, что у нас есть такая традиция: власть выращивает дикарей, чтобы опираться на них. Любая власть, от главы семьи до главы государства.
Аннексия Крыма, пылающий юго-восток Украины, трупы на улицах Одессы – все это называют необъявленной войной. Иногда третьей мировой. Я слышал, даже концом света.
А может, обойдемся без драматических преувеличений? Мы ведь уже видели подобное в «лихие 90-е». Если называть вещи своими именами, это лихие десятые годы нового поколения, очередной виток криминализации так называемого русского мира.
Кровавая битва фанатов украинского футбола с фанатами путинской диктатуры – разве это война? Бандиты, терроризирующие мирные города под видом мирных собраний, объявляющие себя властью и имитирующие демократические процедуры – это войска? Нет, конечно. Обыкновенная уголовщина.
Другое дело, что власти России и Украины крышуют уголовщину, потворствуют криминализации, поскольку именно такой способ ведения политической борьбы в целом вписывается в ментальную карту украинских элит. Как и российских.
Эта ментальная карта, думается, очень похожа на средневековый пергамент. На ней не написано, что статус должен определяться заслугами человека перед обществом и его личным состоянием, как мерилом этих заслуг. В их ментальной карте написано другое: чтобы дорваться до власти, чужое состояние надо отобрать, а чужую славу обесчестить и морально уничтожить.
Влиятельность измеряется контролем над территориями и над людьми, способностью подкармливать и терроризировать села, районы, города и области, мобилизовать толпу в свою поддержку, да еще родственными узами.
Не буду спорить, наши новейшие бароны, «олигархи» действительно вытягивают Украину в будущее. Из первобытно-общинного строя в феодализм! Не к западному капитализму, а именно в феодализм. Капитализм нам еще придется созидать, когда мы научимся верить в себя, быть верными себе, владеть собой. Но это уже футуристическое отступление.
Почему же лидеры уголовного мира смогли превратиться в феодалов XXI века, захватить регионы и целые страны? Потому что во главе государств стоят такие же люди по менталитету и позволяют себе с благодарностью принимать подношения от рэкетиров.
Когда крымская хунта преподнесла Путину «субъект федерации республику Крым», повторив старый трюк чеченских группировок, этой взятки оказалось достаточно, чтобы уголовщина получила ярлык на княжение в Крыму еще Бог знает на сколько лет. Луганская, донецкая, а теперь и одесская братва видит кайф крымчан и подтягивается.
Лидеры Европы и США, да и наши киевские политики напрасно обманывают себя и свои народы, когда говорят, что есть такой ненормальный шизофреник Путин, злодей мирового масштаба и темный лорд, который хочет захватить весь мир. Надо, дескать, его победить, и все поменяется к лучшему. Ничего подобного! Проблема в том, что Путин совершенно нормален. Он – вершина айсберга той реальной социальной конституции, которой обусловлена криминализация нашего общества.
Наша беда в том, что у нас есть такая традиция: власть выращивает дикарей, чтобы опираться на них. Любая власть, от главы семьи до главы государства. В самых хороших семьях маленьким все запрещено, а старшим все разрешено, чтобы старшие могли как угодно наказывать или баловать маленьких. И вся страна живет по тем же патриархальным законам. Наши школы – тюрьмы, где дикарей дрессируют быть управляемыми. По сути, это выведение бойцовской породы существ, готовых умереть за хозяина. При дрессуре место хозяина безлико, его называют «обществом» или «богом», но потом хозяин приходит и силой заставляет дикарей умирать за себя. Естественно, этот хозяин – такой же дикарь, нормальный и адекватный обществу, сотворившему его.
Дикарь – это существо без личности. Вместо личности у дикарей коллективная идентичность. Неважно какая. Хоть родство, хоть колорадская лента, хоть сине-желтый флаг. Главное, кто не с нами – тот против нас. Кругом враги. Жизнь – это война.
Дикарь всегда рвется воевать. Поэтому он и в массе. Как известно, один в поле не воин. Дикари запрещают себе воображать, что, может быть, один в поле радуется воле: пишет рассветный пейзаж, работает на себя, пашет и сеет, чтобы в сытости пережить зиму, и так далее.
Криминализация – доминирование дикарей, «бандитов». Когда дикарям что-то нужно, они не трудятся, не общаются, не торгуются, не договариваются. Они запугивают, обманывают, воруют и берут силой желаемое.
Каждый человек в детстве был дикарем. Многие остаются ими на всю жизнь. Мы перестаем быть дикарями, когда видим, что оставаться дикарями больше невыгодно и вообще неприятно. Мы перестаем быть дикарями, когда осознаем, что все люди заодно, что начало любой войны – это личное поражение каждого разумного человека, что победа в разрушительной бойне не может быть ценностью, ценностью может быть только возможность постоянно общаться и понимать друг друга для разных людей с разными убеждениями, добровольное и взаимно выгодное согласие цивилизованных людей.
Цивилизация отвергает дикарство, помогая людям ничего не бояться, распознавать и отвергать обман, не терпеть и пресекать воровство и насилие.
Русский мир, к сожалению, не отвергает дикарство. Наоборот, он отвергает цивилизацию, освобождающую человека от страхов перед высшими силами, отвергает самосовершенствование человека, ставя дисциплину превыше личной инициативы.
Например, практически на любом православном сайте вы прочтете сотни бессовестных внушений, что, якобы, печально и горько быть в одиночестве, что фантазировать грешно, что на любую самодеятельность надо получать высшее благословение, что все, кроме страха божьего – это орудия сатаны.
Похоже, мы уже настолько боимся сатаны, что верим в него гораздо больше, чем в Бога. Да и веру постепенно вытесняет поклонение. Неужели мы все стали сатанистами в эти дикие десятые?
Боже мой, а я еще хотел не драматизировать!
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.