Совместное заявление России и Китая понятно по многим пунктам. Справедлива критика в адрес США и их союзников за претензии на гегемонию и раздувание конфронтации. Протест против расширения НАТО вполне естественен, воинственный альянс надо было распустить еще в конце холодной войны. Достоин уважения и призыв к переменам в системе глобального управления и миропорядка на основе взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. Проблема лишь в том, что в заявленной картине «многополярного» мира планета принадлежит «мировым державам», а не людям Земли.
«Неужели?!» — может воскликнуть придирчивый читатель. Разве не говорится в заявлении о развитии и прогрессе человечества? Разве не упоминаются такие общечеловеческие ценности, как мир, развитие, равенство, справедливость, демократия и свобода? Ну да, все это в заявлении есть. В абзаце, где подписанты обращаются к государствам. Попробуйте найти хоть один абзац, где они обращаются к людям.
Дальше еще интереснее. В заявлении упоминаются международное сообщество, всеобщая и неделимая безопасность, даже центральная координирующая роль ООН и ее Совета безопасности. Но затем объявляется, что Россия и Китай нацелены на укрепление роли ШОС в полицентричном миропорядке. Получается, не только ООН играет центральную роль? Спасибо, хоть не забыли, что старая добрая ООН без единой атомной бомбы в арсенале все еще ухитряется работать над поддержанием международного мира. В то время, как за последние тридцать лет ежегодные суммарные военные расходы государств-членов ООН распухли с триллиона до двух триллионов долларов, а на армии и вооружения ежегодно выбрасывается в десятки раз больше средств налогоплательщиков, чем на дипломатию.
Россия и Китай в совместном заявлении осуждают геополитическое соперничество военных союзов. Но при этом набрали больше ядерных боеголовок и вдвое больше солдатов, чем в странах НАТО. Разоружаться не собираются. И утверждают, что российско-китайские межгосударственные отношения нового типа превосходят военно-политические союзы времен «холодной войны», читай, НАТО. Рядом с такой бравадой заверения, что укрепление «стратегического» (т.е. военного) взаимодействия России и Китая не направлено против третьих стран, вызывают не больше доверия, чем позиционирование НАТО как оборонного альянса. Между строк читается: посмотрим теперь, кто тут гегемон!
Абсолютизация государственного суверенитета в заявлении приобретает гротескные формы. Мало того, что Россия и Китай всячески преувеличивают важность культурных особенностей государств, забывая о своем же призыве к развитию общечеловеческой культуры. Они еще и настаивают, что «защита демократии и прав человека не должна использоваться как инструмент для оказания давления на другие страны», а вдобавок «считают неприемлемыми любые попытки ограничить их суверенное право на регулирование и обеспечение безопасности национальных сегментов сети Интернет».
Абсолютная власть развращает абсолютно, США тому живой пример. Однако для соавторов обращения США почему-то пример для подражания. Сверхдержавы-подражатели копируют внешние, военно-политические формы гегемонии и отвергают ее внутреннее содержание, которое им не по нутру: рыночную экономику, верховенство права и либеральную демократию. По другую сторону баррикад милитаризация американской экономики разобщает народ, усиливает гражданское противостояние и тяготение к авторитаризму. Подражатели уверены, что борются с гегемоном за свои сферы влияния, но на самом деле вместе с ним в одной упряжке тащат планету к мрачному будущему вечной войны стран-гигантов Океании, Евразии и Остазии, которое описал в антиутопии «1984» Джордж Оруэлл. Две из этих стран всегда в ситуативном союзе против третьей, который может быть предан ради своей выгоды в любой момент, как только союзник утратит бдительность.
Как предотвратить вечную войну и достичь вечного мира? Разные западные мыслители, задававшиеся этим вопросом, сходятся в том, что для этого надо построить всемирное государство. Китай или Поднебесная, кстати, является результатом аналогичной работы мысли их восточных коллег, недаром в совместном заявлении с Россией упоминаются концепции «глобального управления» и «сообщества единой судьбы человечества».
Всемирное государство нужно не только для достижения идеала мирной жизни всех людей, но и для полноценного правового регулирования глобальной экономики и глобального гражданского общества, множества деловых и личных связей между людьми в разных уголках Земли. Доступность коммуникаций и транспорта позволяет людям выстраивать широкие социальные связи, преодолевая все границы. Общий рынок идей, труда, товаров и финансов создает потребность человечества в жизненных институциях экономической, политической, социальной и экологической справедливости. Нельзя жить на общей Земле и делать вид, что ты никому ничего не обязан, что каждая страна сама по себе.
Никто пока не сформулировал общепринятый рецепт реализации столь простой в теории и очень непростой на практике идеи мирового государства. Философ Иммануил Кант предлагал ликвидировать все постоянные армии, учредить космополитическое гражданство, основанное на гостеприимстве, и договориться про объединение всех стран во всемирную федерацию. Юрист Ганс Кельзен настаивал на том, что государство создается путем коллективного применения силы к тем, кто применяет силу без разрешения коллектива, и видел в союзниках времен второй мировой войны конфедеративное начало будущего всемирного федеративного государства.
Договорной мир Канта и принудительный мир Кельзена — очень типичные модели, реализацию которых можно видеть на примере многих политических конструкций разного масштаба. И к глобальному управлению можно тоже подходить либо по-хорошему, либо по-плохому. Сейчас на наших глазах, а иногда и при нашем участии решается, как это будет.
В конфликте всегда важно быть готовым к покаянию, допускать возможность такового даже при стопроцентной уверенности в своей правоте — и особенно в случае такой уверенности, потому что когда не замечаешь за собой грехов, это самое опасное для независимости и самоконтроля. Ошибки останутся не замеченными, не исправленными и станут непоправимыми.
Надо понимать, что восемь лет кризиса в Украине и вокруг нее касаются будущего каждого уголка планеты. То, что завело в тупик Украину — несуразная милитаризация экономики и иллюзия абсолютного суверенитета — заводит в тупик и Россию, и США, и их союзников. В этом причина политического насилия, терроризма, бунтов, переворотов, коррупции, поляризации общества, скатывания в крайности авторитаризма и анархии, изоляционизма и воинственной гегемонии. И рядом со всеми этими безобразиями умные люди и рынки показывают удивительные примеры успехов, которые могли бы быть еще большими, если бы система поощряла разумное поведение вместо шаблонного, не потакала испорченности. Устаревшие политические институты должны измениться в соответствии с новыми качествами движущих сил общества: реформировать суверенитеты или отречься от них, сдать милитаристический хлам в утиль или перековать мечи на орала.
Можно не сомневаться, что потребность человечества в общем управлении возьмет свое, перерастая архаичные границы и сферы влияния. Хотелось бы, чтобы этот процесс шел добровольно, чтобы всем в результате была польза и удовольствие. Мартин Лютер Кинг-младший, Махатма Ганди, Лев Толстой и другие доказали, что добиться справедливости можно без насилия, даже в жестком противостоянии с несправедливостью. Но если нам не хватит культуры договариваться и добиваться справедливости без кровопролития, рынок может сбалансировать агрессивные упрямства и абсолютные суверенитеты так, что неудобно будет всем. Нельзя играть с огнем.
Кросспост с блога на сайте "Эхо Москвы".