Ханука - это не праздник политкорректности
Кроме всем известных праздников и памятных дней, у евреев есть еще целая серия дат, которые, как следствие забвенья галута, сегодня почти перестали отмечать. Однако они никуда не делись. Сведены эти даты в книге под названием "Мегилат Таанит". Это трактат ( заглавие переводится как "Свиток постов" - точнее, "Свиток [дней, запрещенных для] поста"), написанный незадолго до разрушения Второго Храма. Мегилат Таанит включает в себя список из 36-ти дней, ознаменованных благоприятными для евреев историческими событиями и победами над врагом, и потому запрещенных для поста.
В числе прочих дат, например, 3 число месяца кислев - удаление изображений римского императора из Храма в прокуратуру Понтия Пилата.
Согласно Талмуду (Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 13-б), Мегилат Таанит составлен мудрецом Хананией бен Хизкия бен Гарон и его учениками, однако в добавлении к Мегилат Таанит, составителем назван также сын Ханании Элиэзер, известный как один из лидеров антиримского восстания (о нем упоминает и Иосиф Флавий, Иудейская Война. 2:409). В талмудический и раннесредневековый периоды, в Свиток Постов были включены добавления о событиях соответствующих эпох.
Один из праздников, о которых говорит Мегилат Таанит, именуется Днем Горы Гризим (Cогласно Мегилат Таанит - 21 числа месяца кислев, по григорианскому календарю эта дата была вчера, 7 декабря; согласно Вавилонскому Талмуду, трактат Йома, 69-а, он отмечается 25 числа месяца тевет).
Гризим - это гора в Самарии (у города Шхем), где, согласно Пятикнижию (Дварим 11:29; 27:2-13) и книге Иегошуа бин Нун (8:30-35), был после перехода через Иордан подтвержден Завет, заключенный между Б-гом и Народом Израиля.
И именно в этом святом месте после разрушения Первого Храма самаритяне (шомроним) поставили свой лже-храм, который должен был служить противовесом Иерусалимскому Храму.
Мегилат Таанит (Гл.9) и Талмуд (Трактат Йома) рассказывают: Когда Александр Македонский вошел в пределы Земли Израиля, то самаритяне отправили к нему посольство. Самаритяне возвели клевету на евреев, и добились того, что Александр повелел разрушить Храм в Иерусалиме. Об этом стало известно Шимону Праведному (Шимон ха-Цаддик), тогдашнему Первосвященнику и одному из величайших мудрецов и законоучителей, из последних мужей Великого Собрания (Ему посвящена 50-я глава Книги Бен Сиры - Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова).
Известен сей муж был не только огромной ученостью и праведностью, но и кротостью, любовью к Богу и к людям. Кроме прочего, ему принадлежит максима из талмудического трактата Пиркей Авот (1:2): "На трех основаниях держится мир: на Торе, на Храмовых жертвоприношениях и на добрых делах". Узнав о страшном указе великого царя, облачился Шимон Праведный в священные одежды, в которых Первосвященник совершает службу в Храме, и отправился навстречу Александру (собственно, из-за этого факта весь рассказ и приводит Талмуд. Эпизод появляется в ходе обсуждения вопроса об облачениях священников. По галахе коэнам (священникам) разрешено надевать их только на территории Храмовой горы, обладающей особой святостью, и нигде больше - и возникает вопрос, на каком основании Шимон надел их, отправляясь к Александру).
С ним отправилась тысяча знатнейших людей Иерусалима, облаченных в белые одежды, молодые священники несли золотые священные храмовые сосуды, и шли они в свете факелов всю ночь, а навстречу им по дороге на Иерусалим двигался Александр. На утренней заре они встретились.
Когда Александр увидел Шимона Праведного, он сошел со своей колесницы и распростерся ниц перед Первосвященником. Сопровождавшие удивились: "Ты - такой великий - и падаешь ниц перед этим евреем?!", Александр ответил: "Образ этого человека появляется предо мной всякий раз перед началом битвы и помогает побеждать". Царь отменил указ о разрушении Храма, а насчет самаритян сказал Шимону: "Вы можете делать с ними что захотите".
Первосвященник поступил так, что, живи он сейчас, сидеть бы ему в тюрьме за военные преступления. Причем даже не гаагской тюрьме - немедленно занялась бы им родная израильская прокуратура.
В пятках самаритян, по повелению Шимона Праведного, проделали дыры, в дыры продели веревки, да и привязали к хвостам лошадей. Так и так протащили до Горы Гризим (несколько десятков километров). А лже-храм самаритян разрушили, место это вспахали и засеяли - т.е. сделали с самаритянами то, что они хотели сделать с Домом Всевышнего.
Через некоторое время самаритянам, впрочем, удалось восстановить свое святилище. А окончательно его ликвидировал царь-первосвященник Иоханан Гиркан I (правил в 134-104 г. до н. э.), сын Шимона Маккавея, предводителя восстания Маккавеев - восстания против эллинистической власти, годовщину которого евреи празднуют в Хануку. (Кроме прочих дел он, завоевав Эдом (Идумея), силой принудил эдомитов, потомков Эсава, принять иудаизм, что привело к их слиянию с евреями).
Что касается Александра Македонского, то, возможно, это его намерение разрушить Храм - и есть причина, почему его род так плохо кончил.
Удивительное дело - весь род, все родственники потомки не только Александра (дети, жены), но и его отца Филиппа были вырезаны до последнего человека в ходе вспыхнувших после кончины царя войн диадохов (полководцев Александра). При этом особенно трагично то, что семья Александра была вырезана не врагами, но именно соратниками и друзьями царя! И не греками даже, которые македонян ненавидели, а самими макендонянами.
Последней убили Фессалонику, дочь Филиппа, сестру Александра - по приказу ее сына Антипатра (который тоже вскоре плохо кончил), около 300 года до н.э. Александр умер в 323 до н. э. Двадцати лет хватило на всех!
А вот что рассказывается в Свитке Постов про события праздника Хануки: Маккавеи, оказавшись в захваченном ими Храме, обнаружили, что храмовая Менора (Священный светильник) осквернена и испорчена, зажигать ее нельзя. Но Менора - необходимая часть храмового ритуала, без нее Служба неполна, восстановить Храм нельзя. А сделана она была из чистого золота, с большим искусством и красотой. Однако ни необходимого количества золота, ни времени для изготовления из него Меноры не было - война еще шла, да и вообще Храм нужно было освятить, как можно скорее. И Маккавеи сделали новую Менору из подручных средств, её и поставили во вновь освященный Храм. Как рассказывает Мегиллат Таанит, Хасмонеи изготовили эту Менору из семи "шипудим", в которые было налито и зажжено оливковое масло, пригодное для ритуальных целей.
Сейчас под словом "шипуд" понимают железный вертел, заостренную железную палку. Но, по мнению историков, "шипуд" в эллинистическую эпоху представлял собой колющее оружие, тип копья, а рукоятка копья была полой изнутри и имела форму чаши, именно в эту чашу и налили оливковое масло.
Чудо Хануки, которое отмечается в праздник, произошло именно с этим светильником. То есть, первая Менора обновленного Храма, зажжение которой отмечается в праздник Ханука - один из главных праздников иудаизма, была сделана из оружия недавнего боя, с которого только что смыли кровь.
* * *
Сейчас праздник победы Маккавеев - праздник Хануки, как минимум в диаспоре - просто какой-то праздник политкорректности. Главный его ритуал - зажигание Ханукии, особого восьмисвечника. Известен он в современном мире всем - ибо стараниями движения Хабад зажигают ханукальный светильник где только возможно и кто только возможно - и в Кремле, и в Ватикане, и президент РФ и Президент Америки, и звезды Голливуда. Хотя по галахе, чтобы действо имело религиозный смысл, зажигать огонь должен только еврей.
Но - главное - это праздник освобождения народа Израиля. Освобождения и от физической зависимости, но в первую очередь - от зависимости духовной, освобождение от пут чужой культуры. Какой уж тут Ватикан и Голливуд?!…
Ханука на самом деле - тяжелый праздник. Праздник победы в гражданской войне. В эти дни мы празднуем победу в гражданской войне, победу евреев-националистов над "митъявним", "огречившимися", евреями, отрекшимися от еврейства. И если бы победили митъявним, то мир сегодня имел бы совершенно другой характер - не было бы ни евреев, ни иудаизма, ни порожденной иудаизмом современной цивилизации.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.