Международное сообщество не принимает эту логику, поэтому мы видим, что оно до сих пор не признало регион армянским, равно как не признало независимости Абхазии и так называемых Донецкой и Луганской «народных республик», а также аннексию Крыма Россией.
Одна только Россия поддерживает эту политику, которая в последнее время полагалась на «меньшинства» для оправдания своих военных действий. Но сегодня Россия смущена кризисом в спорном регионе по нескольким причинам:
1. У Москвы оборонный союз с Ереваном, считающим, что Азербайджан напал на Армению, и поэтому Россия должна участвовать в отражении «азербайджанского нападения», иначе такой союз не имеет никакого смысла.
2. Решение защищать Армению дается Москве нелегко, поскольку у нее хорошие, более прочные и более важные отношения с Азербайджаном, превосходящим Армению по своей военной мощи, а это означает, что «защита России» фактически станет войной против Азербайджана.
3. Напряженность между Россией и Азербайджаном обязательно будет означать напряженность между Россией и Турцией, которая поддерживает операции Баку — и это не в интересах России, по крайней мере в краткосрочной перспективе.
4. Весь Кавказский регион — «пороховая бочка», с которой Россия обращается с осторожностью и определенно не хочет, чтобы она взорвалась, поскольку здесь действует множество религиозных и этнических факторов, способствующих сепаратизму и враждебности к Российской Федерации. Это отвлекло бы Россию от ее внешней политики и сорвало экспансионистские планы Путина, мечтающего о возрождении «русской славы».
Исходя из вышеизложенного, Россия может прибегнуть к своему обычному варианту замораживания конфликта, чтобы сохранить свое лицо, а именно:
1. Использовать в регионе наемников в боях против азербайджанских сил.
2. Поддержать Ереван тайно техникой и оружием.
3. Противодействовать всем международным резолюциям в поддержку Баку в Совете Безопасности и ООН, тем более что многие страны считают Нагорный Карабах частью Азербайджана.
Пока что Россия, поддерживающая одну сторону, будет предлагать «посредничество», «миротворцев» и призывать к «диалогу», ведущему к «мирному решению».
Думаю, что Азербайджан хорошо понимает эту политику, поэтому спешит навязать в регионе новую реальность в свою пользу, даже если не сможет вернуть его полностью.