Апрель 2018 года стал для Армении непредсказуемым. Никто не ожидал, что так быстро произойдет смена власти. Что дальше?
Итак, Никол Пашинян со второй попыткой, лидер до этого малозначимой оппозиционной партии «Гражданский договор» и лидер оппозиционной парламентской фракции «Елк» (выход), уже избран новым премьер-министром Армении. В частности, в Национальном Собрании, на заседании парламента 8 мая за его кандидатуру проголосовало 59 депутатов (из 105 депутатов в парламенте), в том числе, 8 депутатов из пока еще правящей Республиканской партии Армении, которая де-факто уже этим решением перешла в оппозицию к новому правительству, которое можно назвать «кризисным правительством».
Фактически до этого малоизвестный и эпатажный политик, бывший политический заключенный Никол Пашнян сумел организовать и объединить массы недовольных людей вокруг себя и повел их на мирную борьбу с авторитарным режимом Саргсяна и сумел одолеть «дракона» не только путем политического переворота с помощью т.н. «бархатной революции», но и с помощью государственного, когда он и его сторонники смогли разделить изнутри правящую политическую коалицию – куда входили политическая партия «Республиканская партия Армении» и старейшая политическая партия «Дашнакцутюн» (с 7 депутатами в парламенте) и де-факто примкнувший к ним марионеточная и гибридная партия «Благостояние» во главе с местным олигархом Гагиком Царукяном с т.н. «оппозиционной фракцией Царукян», у которой в парламенте 31 место. Кстати, у самой оппозиционной фракции «Елк» всего 9 депутатов. Именно созданием нового политического объединения вокруг этих трех сил и именно таким путем, свершился государственный переворот в самом парламенте, особенно после того как в ходе конституционныз реформ, Армения превратилась из жесткого президенсткого правления в парламентскую республику, где все политические решения принимаются именно парламентом.
Апрель 2018 года для Армении стал самым жарким политическим месяцем и очень остросюжетным поворотом для самой республики. Никто не ожидал такого быстрого развития событий. На первый взгляд, всем казалось, что ситуация в Армении не изменится и почти 28-летнее правление т.н. «Карабахского клана» будет таким же безоблачным как это случилось после кровавых событий 1 марта 2008 года. Именно в феврале 1998 года после т.н. «дворцового переворота», который сместил с поста президента т.н. «либерального клана» и лидера тогда еще правящей партии «Армянский Национальный Конгресс» Левона Тер-Петросяна и прихода во власть тандема Роберт Кочарян-Серж Саргсяна, в стране воцарилось почти безукаризненное правление именно этого клана, который выбрал для коструирования собственной «политической вертикали», основанную еще в 1991 году мало-популярную политическую партию «Республиканскую партию Армении», чьим председателем стал именно один из лидеров этого клана Серж Саргсян. 30-летнее правление «Карабахского клана», превратившееся по стилю управления в «мягкий» авторитарный режим, показал, как развивалась страна в эти годы и суммируя ее правление, можно сказать, что страна обозначила следующие черты политического развития:
• Системная коррупция, которая ввергла страну в пучину острого социально-экономического хаоса и высокого уровня клиентелизма, где непотизм и полная подчиненность правящей клике всех политических решений стало главной причиной масштабнного экономического бедствия в республике. Фактически системная коррупция «пожирала» примерно 30% всего ВВП страны и т.н. «теневая экономика» стала нормой жизни для страны. Кстати, ВВП страны в 2016 году составил только $10 572 млн., примерно 134-е место в мире и в регионе самый низкий показатель даже в регионе – сравнивая с ВВП Грузии $14 378 млн. И с ВВП Азербайджана $37 848 млн. (к тому же, только в 2017 году внешнеторговый оборот составлял только $6 млр 425,6 млн. что являлось самим низким показателем по региону).
• Высокий уровень безработицы, примерно 40% населения республики и выросший уровень нелегальной миграции, в основном, в Россию и в Западную Европу (неофициально из Армении, начиная с 1998 года по сей день вынуждены были покинуть страну примерно 1.5 миллиона граждан республики). В этом контектсе, демографический баланс в стране пошатнулся серьезнейшим образом и привел к катастрофическим последствиям (об этом наглядно свидельствует опустошенные села и деревни в республике). Конечно, данный фактор еще более усилил революционные настроения среди оставшегося населения, на фоне того что внешний долг Армении в 2017 году составил около $5.4 млрд. Кстати, по итогам социологических опросов, проведенных в республике, только 22% былы более-менее довольны по своим социально-экономическим состояниям;
• «Политизация» силовых структур и политическая доминирования над политическим и гражданским секторами (например, в государственных вузах были созданы про-правительсвтенные молодежнные структуры, по типу советского комсомола) и доминирования на общественно-политическую жизнь в стране, в том числе, «мягкая» политическая монополия на средства масс-медиа (например, жесткий нажим на оппозиционное телевидение «А1+» еще в 2002 году на примере российского НТВ и грузинского «ИМЕДИ ТВ»);
• «Гибридная демократия» (имитируя демократические институты и создания однопартийной автократии), которую режим Саргсяна позаимствовал у своего политического союзника и близкого друга Михо Саакашвили (в 2008 году Серж Саргсян вручил Михо Саакашвили высшую государственную награду «Орден Доблести»), который в свою очередь через Саргсяна вел тайнные переговоры и контактировал с представителями Кремля, особенно, с кланом «Силовиков» (Патрушев-Сечин-Иванов) с помощью своего личного «силовика» Вано Мерабишвили (об этих контактах существует документальное свидетельство. сам Вано Мерабишвили еше в 2013 году с помощью фальшивого паспорта на имя «Левана Майсурадзе» пытался перейти Грузино-Армянскую государственную границу и убежать к своему другу Сержу Саргсяну). Именно с подачи Саакашвили, Серж Саргсян решил сменить форму государственного управления в стране и продлить свою политическую власть. Как раз он скопировал «один в один» ту схему, которую ввел Саакашвили в Грузии в 2011 году в контексте усиления полномочий премьер-министра за счет полномочии президента и введения в политическую система т.н. «Путинской рокировки». К тому же, на примере Саакашвили, Саргсян создал т.н. «гибридную оппозициозную партию» - партию «Благосостояние» во главе местного олигарха Царукяна (как в свою очереь Саакашвили еще в 2009 году создал «гибридную оппозиционную партию» - «Христиан-демократическую партию» во главе Георгием Таргамадзе).
Но самой главной причиной того, почему весь народ Армении пошел за Пашиняном, явился явный политический обман Серж Саргсяна, который еще в 2015 году дал клятву и обещание всему народу, после проведения конституционных реформ не оставаться в политике, в частности, оставить пост главы государства, в любом ранге, в том числе, и в ранге премьер-министра. Но он обманул чаяния народа и был за это наказан «бархатной революцией». К тому же не помогло «Каарабахскому клану» и политические спекуляции по поводу Нагорного Карабаха и вопросов национальной безопасности, с чем отлично манипулировал до этого времени тандем «Кочарян-Саргсян». Самым интересным является на данный момент, с какой политической программой пришел во власть Никол Пашинян и что он хочет претворить в жизнь. Здесь следует суммировать следующие общие подходы во внешней и оборонной политике и внутриполитических месседжах.
Среди них можно выделить:
Жестко бороться с коррупцией и с непотизмом;
Демонтаж прежней автократной системы уже бывшей правящей партии и по возможности, отправить в «политическое небытие» главного врага – Республиканскую партию;
Создание правительства народного спасения и не проводить кадровых чисток;
Де-политизация силовых структур и структурные преобразования их в ранг министерств;
Еще более итнегрирование страны в Евразийском Экономическом Союзе и в структурах ОДКБ;
Развитие расширенного сотрудничество с ЕС и даже снятие визового режима со странами ЕС
Введение новой избирательной системы, более прозрачной и демократической;
Сохранение стратегического союза с Россией, в том числе, в военно-стратегическом плане;
Развитие отношений с США и с Китаем;
Создание балансированной политики между ветвями власти и уменьшения властных полномочий премьер-министра;
Расширенное развитие отношений с Грузией;
По Карабаху начать новую политику, введение новшества в этом направлении в виде начала политики международного признания «Нагорного Карабаха» и введение в переговорном процессе по Карабаху, представителей непризнанной республики;
Военных расходов и усиления обороноспособности страны.
Из выше указанного следует отметить что, Пашинян, скорее всего, будет проводить т.н. «комплиментарную внешнюю политику», для которой станет идеальным вариантом проводить в некотором смысле, более мягкий вариант т.н. «Молдавского пути». То есть провести внешнюю политику, опираясь на Москву, но в то же время, «посматривая» и в сторону Брюсселя. К тому же Армения еще больше усилит свою позицию по отношению «Карабахской» проблемы и поставит ее более в радикальной форме, что может привести к нарастанию геостратегической составной этой проблемы, т.е. привести к тем событиям, которые произошли в апреле 2016 года. К тому же ситуация по отношению к Турции вряд ли изменится, а наоборот, может еще более обостриться на региональном уровне.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.