(мобильное кино)
Пожалуй, никому и в голову не могло прийти, что картина 1965 года гениального итальянского кинорежиссера Пьера Пазолини «Любовные встречи» спустя много лет обзаведется собственным мобильным ремейком! По ее мотивам Марчелло Менчарини и Барбара Сежецци создали первый полнометражный фильм, снятый на камеру мобильного телефона.
Жанр мобильного кино набирает в современном мире все больше и больше оборотов. Фотоаппараты и мобильники, благодаря своей компактности, простоте управления и доступности, неплохо конкурируют с обычными видеокамерами. А качество съемки их с каждым днем только улучшается. Новые технические возможности провоцируют всплеск интереса к дешевому «карманному» кино. Регулярно появляются номинации и конкурсы в рамках традиционных кинофестивалей.
Украинцы могут вполне гордиться своими достижениями в современном жанре кино. Одну из главных номинаций конкурса мобильного кино «Моя территория свободы» на VII Международном фестивале-практикуме киношкол «Кинопроба» – «Приз зрительских симпатий» - получил молодой украинский режиссер Павел Кучеренко.
Фильм под названием «Outside» («Вне») стал для Павла своеобразным экспериментом – раньше режиссер никогда не выставлял свои мобильные работы на фестивали! Зато теперь уверен в своих силах на сто процентов, планирует покорить еще много вершин и с удовольствием делится опытом после «зрительской» победы на фестивале.
- Павел, скажите, вы режиссурой профессионально занимаетесь? По фильму нельзя сказать, что вы новичок…
- Я отдал пять лет национальной компании Украины и снял более 30 документальных фильмов и 40 телевизионных передач. Для меня эти годы были отличной школой режиссера – ведь можно было экспериментировать с различной техникой, формировать свой собственный стиль, свою манеру творческого исполнения! Но, вообще, в телевизионной сфере нет таких режиссеров, как в кино – в основном, всю работу делает оператор. Так что, сейчас я, можно сказать, обычный телеоператор, на фрилансе. Но постоянно ищу какие-то способы для самореализации – как фот фильм «Outside» и конкурс «Моя территория свободы».
- А конкурс, кстати, как нашли? Постоянно следите за всеми событиями в развитии кинематографа?
- Ой, нет, о конкурсе, вообще, случайно узнал. Кто-то из друзей мне кинул на него ссылку в скайп – я и подумал, почему бы не попробовать. Тем более, идея уже имелась. Я захотел снять фильм, в котором бы было отражено желание каждого вырваться на свободу, выйти за рамки, предстать перед миром или хотя бы перед собой искренним, избавиться от масок и навязанный догм и правил. Ну, и свое мироощущение, наверное, в него вложить…
- Если вы для себя выбрали фестиваль мобильного кино – значит, верите, что за ним будущее?
- Правила конкурса позволяли использовать практически любую непрофессиональную технику, потому я снимал не на телефон, а на цифровой фотоаппарат Никон Д90. И могу смело сказать, что некоторые цифровые фотоаппараты снимают куда лучше профессиональных телекамер. И дешевле, естественно.
К тому же, если твое мобильное устройство не позволяет сделать что-то технически, все внимание зрителя будет сосредоточено только на идее, которую ты несешь. И она, не завернутая в красивую обертку, должна быть действительно гениальной! Режиссер должен проявить себя, свое видение – лаконично, четко, интересно. Дать зрителю интригу.
- А вот многие – и обыватели, и критики – не воспринимают мобильное кино как жанр, достойный внимания?
- Это нормально. Кто-то может пить молоко, кто-то нет. Кому-то нравятся фильмы, снятые на мобильник, кому-то нет. Вы не сможете уничтожить все мобильные телефоны по всему миру. Поэтому мобильный кинематограф будет жить вне зависимости от суждений других.
- Вам таки удалось завоевать признание своему фильму.
- У меня была очень хорошая команда!
- Кстати, а как команду подбирали?
- В главной роли я изначально видел Олега Нестеренко – он у меня когда-то кастинг на другой проект проходил. Со штативом помогал мой однокурсник – он этот штатив, представляете, в каком-то продакшене под честное слово взял (смеется). Еще с нами была моя девушка. Она и как мой ассистент работала, и отражатель держала. Мы все старались на качество. И веселились тоже! За 17 часов больше 15 локаций отсняли!
- А в плане финансов фильм сколько стоил?
- Две шаурмы, четыре сосиски в тесте, 5 сигарет, пол литра ряженки и термос чая! А на 130 гривен мы купили костюм главному герою в секонде и набор детских пасочек!
- Ваша работа над фильмом повлияла как-то на вашу жизнь?
- Конечно, а награда за нее на фестивале – еще больше. Я стал увереннее в своих силах. Съемочная группа зарядилась созданием новых шедевров. Плюс, нас заметили! Для режиссера в Украине очень важно, чтобы на него внимание обратили. Это большой шаг вперед для нас!
- Не жалеете, что взяли «Приз зрительских симпатий», а не «Лучший фильм»?
- Конечно нет! Для меня очень важно само внимание. Если оно есть – значит у нас, у нашего продукта есть будущее. Современный зритель уже устал от ярких картинок и тупых сериальных разговоров, ему нужна оригинальность, идейность. Я это понял, понял, чего хочет зритель! Каждому режиссеру нужно постоянно воспитывать свой вкус, пересматривать много хороших фильмов и учиться лаконично и четко излагать свои мысли посредством языка кинематографа!
Кроме того, я считаю, что мы и так победители! Ведь из 52 фильмов конкурсной программы мы попали в шорт - лист, а затем и в тройку лидеров! Но знаете еще что? Мы были единственные из Украины! Поэтому это большая победа на сегодняшний момент!
- Кстати, вот по поводу Украины. Каким вы видите будущее украинского кинематографа?
- Что касается фестивалей, то тут мы только начинаем свой путь – посмотрим, к чему он нас приведет. В нашей стране много хороших конкурсов, в которых мне бы хотелось принять участие. Так что, конкурс мобильного кино в России это только начало. На фильм «Outside» у меня большие надежды.
А что касается кинематографа в целом. Будущее у него, несомненно, есть, но, к сожалению, поштучное. Порой гораздо проще заработать признание за границей, чем в своей родной стране. И дело не в бюджетах, как все пишут, дело во вкусе. Можно снять фильм и на мобильный телефон, как, в общем-то, и доказывает конкурс «Моя территория свободы», но сделать это вкусно и качественно.
- Паша, а для вас территория свободы в чем выражается?
- Мы свободны лишь отчасти. На кинофестивалях нам задают определенные параметры, в рамках которых мы как бы свободны в своем выборе, но это мнимая свобода! Всегда хочется большего, скажем, рассказать историю не за 2, не за 5, а, к примеру, за 12 минут. Лично для меня свобода - это желание летать идеями в облаках, но чтобы при этом тебя никто не прибивал к земле гвоздями своих принципов и предрассудков! Чего каждому режиссеру я и желаю!
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.