Не о прессе слово )) Хотя, и о ней. В какой-то степени.
Мы молодые! Мы талантливые! И МЫ ХОТИМ РАБОТАТЬ!
По специальности, по интересам, с командировками и без. И
делать это КАЧЕСТВЕННО.
ХОТИМ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ. И такую же правду слышать!
МЫ ГОТОВЫ КО ВСЕМУ. К улыбкам и слезам. К дракам и склокам.
К ненормированному рабочему дню!
МЫ ИДЕАЛЬНО ПОДХОДИМ ВАМ! А вы нам подходите?
Такие объявления студентам и уже давно не студентам впору бы
расклеивать на заборах рядом с великим и рукотворным «Вася – му…к». Потому что,
то же самое в резюме уже давно никого не трогает. Да и не трогало никогда, в
общем-то…
Уже давно при приеме на работу, спрашивают ни образование,
ни даже опыт. Все как-то больше – знакомства. Мне самой неоднократно доводилось
слышать: «А кто за вас звонил?». И отвечать: «А никто». На этом, обычно,
разговор и заканчивался…
Но есть еще одна проблемка, которая, на мой взгляд, может
принести молодым специалистам гораздо большее разочарование.
Что ж, предлагаю всем будущим искателям работы свою историю
разрушения мифов…
Покори столицу –
Училась я себе спокойненько в донецком университете,
работала по специальности (то в штате, то в свободном полете), верила в
правдивую журналистику, и, как говорится, горя не знала. Но что ж это за
журналист такой без шила в том самом месте? Нонсенс, а не журналист. Вот и мое
шило, что-то стало больно меня подпихивать да подталкивать к чему-то новому.
Казалось, ну что Донецк? Ну что сайт? Ну что газета? В
столицу надо рваться – там и возможностей больше, и зарплаты повыше, и мир
менять можно на более глобальном уровне. Плюс, «завоевать столицу» - это же
самый популярный сюжет еще со времен Москвы, которая слезам не верит.
В Москву, конечно, я не собиралась, а вот Киев как-то маячил
перед глазами. Долго не размышляла – забрала диплом, упаковала свой самый
большой чемодан и села в поезд – с надеждой, что с моим образованием и
каким-никаким опытом да меня прям на вокзале все СМИ Киева ждать будут с
табличками: «Идите к нам».
Никто не ждал, естественно. Разве только тетечки непомерных
размеров с криками «Квартира-квартира!».
Кстати по поводу квартиры. Дорогие друзья, есть возможность
– не пользуйтесь услугами агентств. Толку с них ноль. Только 50 процентов от
оплаты берут. А когда вас вдруг посреди ночи придет хозяйка со своим мужем -
амбалом выселять (расторгая, так сказать, договор в одностороннем порядке), все,
чем помогут – это посочувствуют по телефону и пообещают в суде как-нибудь «посвидетельствовать».
А что у вас на новую квартиру и новое агентство больше денег нет – ну так,
ребята, вы же знали, куда ехали.
- останься без
штанов?
Да ну ее квартиру. Хоть на какое-то время. Ведь есть и
друзья и наглость (пришлось таки воспользоваться). Вот работа – это куда
важнее, особенно в случае, когда у ваших друзей от вашей наглости терпение лопнет.
Миллионная рассылка резюме (как бы прекрасно оно не было
написано!) практически ничего не дает. Звонят только:
- те, кому нужны сценарии и тексты бесплатно
- те, кому нужны не журналисты, а, например, кассиры
- и конечно же, представители сетевого маркетинга!
Последние меня даже на собеседование пригласили. Назвали по
телефону адрес и сказали, что им срочно нужен сценарист. А потом начали уже
впаривать, какое прекрасное будущее меня ждет, если я косметику распространять
буду.
- Это вам нужен сценарист?
- Да, вы нам подходите!
- Что вот так с порога?
- Да. Вам же интересен сетевой маркетинг?
- Нет…
- А вы что-то знаете о предпринимательстве?
- Нет…
- А вы же хотите зарабатывать сто тысяч долларов в месяц?
- Нет.
- Эээ… Все равно вы нам подходите. Итак, слушайте…
Всевозможные работодатели предлагали писать тексты,
сценарии, редактировать, модерировать, но не платили за это никаких денег –
мол, вот поработаешь годика пол (а то и годик), вот тогда и сливки снимать
будешь.
- Я так устала работать!
- Ты же не работаешь.
- Я ищу работу, а это труднее – это не оплачивается.
(с) Comedy
Women
Истина или иллюзия?
Сдаться перед какой-то там столицей мое донецкое самолюбие
ни за что бы мне не позволило. Всеми правдами и неправдами, вышибанием головой
стен, дверей, окон и прочих легко ломающихся препятствий я таки попала на один
из известных каналов страны… И тут меня, как журналиста, и постигло
разочарование.
Оказывается, что:
- в документальных проектах исторические события и факты
легко фальсифицируются, а героев, вообще, можно выдумывать
- и делать это необходимо, ибо для необразованного зрителя
(якобы такого больше – в чем лично я сомневаюсь) так будет интереснее и более
интригующе
- если это шоу, то сценарист в большинстве случаев перед
съемкой получает список тех, кто должен пройти в следующий тур
- в криминальных документальных проектах – в доброй половине
случаев – истории вымышлены, а следователи подсадные
- никого не волнует эмоциональное состояние героя – если
есть причина, нужно любыми способами заставить его порыдать на камеру.
Последнее еще, куда ни шло – можно приписать к разделу
«Драматургия» в каком-нибудь пособии по сценаристике. Но как с этим соотносится
фальсификация исторических фактов? И почему журналистам и сценаристам не стыдно
такую «истину» выставлять на экраны? Ведь есть же и образованные зрители. К
тому же, такие проекты еще и в школах детям дают смотреть – в рамках
образования. Зря.
Наверное, в моем вузе воспитывают студентов еще старыми
дедовскими методами. Журналист должен говорить правду. Или хотя бы верить в ту
ересь, которую несет. Бороться было бесполезно. Если пытаешься в сценариях не
врать – им выносят страшный приговор: «НЕФОРМАТ».
Не дадим ходу!
И тут, спустя два месяца вранья, о чудо – манна небесная на
меня посыпалась! Канал (уже поменьше) запускал проект криминальных
расследований. Настоящий! С настоящими потерпевшими, настоящими
подозреваемыми-обвиняемыми, настоящими следаками и, самое главное, с настоящим
преступлением. И меня туда позвали журналистом-сценаристом.
Проект запускали при поддержке прокуратуры. Так что, были и
оперативные съемки и интервью за решеткой. Работали над ним все – и журналисты,
и сценаристы, и монтажеры, и руководители, и прокуратура - не покладая рук и
бесплатно (гриф «бесплатно» должен был преследовать всех только до запуска
пилота). Всем хотелось в век современных технологий и лжи иметь такое детище!
И вот уже был готов первый фильм, очерчены наметки на
второй, как… Власть прокурорская поменялась! И о проекте забыли.
До того момента, пока все не устаканется. Только вот и малому дитяти ясно, что
в нашей стране, если что и устаканется, то уж точно после Армагеддона.
Радийный дурдом
Проект расследований было жалко. Очень. Хоть денег никто так
и не увидел. Однако много времени для погоревать не было – на носу маячил
(снова и снова) поиск работы.
Прибежищем на несколько месяцев для меня стала одна из
киевских интернет-радиостанций. Начиналось все за здравие: зарплату после
испытательного срока увеличим, программы раскрутим, радио на фм-волны
переведем, звездами будем.
Но… Большинство авторов программ, как оказалось, работают по
принципу «Помоги другу – начитай текст, и будет тебе счастье». Все довольно
просто: не катаешься ни на какие встречи ни к каким специалистам, потом
выдумываешь имя и должность, пишешь под героя текст и просишь другого, такого
же как ты автора программ, начитать его. В итоге, в эфире у ди-джеев и героев
голоса такие…, знаете, мягко говоря, одни и те же.
Зарплату никому так и не повысили. Плюс шефу пришла в голову
потрясающая идея, что автор программы вполне может и сам ее монтировать, и,
вообще, на своем рабочем месте и записывать – с техникой (микрофон-наушники) за
50 грн и самыми дешевыми звуковыми картами. Лично меня в сложившейся ситуации
интересовали два вопроса – зачем тогда было брать к нашим двум звуковикам еще и
третьего и что теперь делать в студиях (кроме редких прямых эфиров, конечно) –
в столовые их, что ли, переоборудовать?
Хочешь правды – ври
открыто
Радио я, конечно, оставила. В первую очередь, с целью
разобраться в том, чего же хочу. Маленькой зарплаты и большой лжи или маленькой
зарплаты и большой правды? И случайно пришла к мысли, что если уж в нашем мире
нужно врать – стоит делать это открыто. Хотя бы как Оскар Бегбедера.
Кто-то из друзей, зная, что последние полгода, я нахожусь в
вечном поиске, прислал мне (через десятые руки) какой-то номер телефона.
Информация о том, кому он принадлежит и какой сотрудник требуется, затерялась
где-то в цепочке. Но … я позвонила.
В итоге, работаю сценаристом в рекламном агентстве.
Наверняка, где-то обманываю, наверняка, что-то приукрашиваю, но не выставляю
свой продукт – как документальный или просто информационный. И все еще
вспоминаю те старые добрые времена, когда писала новости, проводила
исследования и расследования…
Правдивая журналистика осталась только на уровне районных
СМИ и очень редких изданий всеукраинских. На ТВ из правды не осталось ничего.
САМЫЙ ПРАВДИВЫЙ ПРОДУКТ СЕГОДНЯ – РЕКЛАМА.
А журналисты рвут пятую точку, чтобы узнать, что на завтрак
ела новенькая поп-дива, но совсем не обращают внимания на то, что бабушка из
соседней квартиры просит милостыни на углу дома.
А журналисты настроены не на то, чтобы дать зрителю почву для
размышления, а чтобы, вообще, даже саму возможность существования этих размышлений
запихнуть подальше.
А журналисты наполнили эфиры проектами, которые не требуют
движения серого вещества, и благодаря этому застою могут спокойно перевирать
факты.
ДРАМАТУРГИЯ СТАЛА ПРИОРИТЕТНЕЙ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ.
Или я ошибаюсь?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.