Философия портфеля

26 березня 2013, 10:33
Власник сторінки
0
Философия портфеля

Мальчик, девочка, школа, портфель и весь остальной мир…

Во времена моего дошкольного детства образ влюбленного мальчика, несущего портфель понравившейся ему девочки, был почти хрестоматийным. Я правда все собираюсь устроить массовый опрос и выяснить у лиц старше 1980 года рождения: имел ли этот миф хоть какое-то отношение к реальности или это исключительно придумка издательства «Детская литература», Киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького и режиссеров киножурнала «Ералаш»? Впрочем, даже если этот образ и был всего лишь вымыслом – он все равно был вписан в нашу картину мира. Красивые девочки с тяжелыми портфелями и благородные мальчишки, слегка хулиганистые и задиристые, но, все же, с рыцарскими замашками. Со временем из этих девочек вырастали более-менее женственные женщины, а из мальчиков — более-менее мужественные мужчины. Окружающая действительность, конечно, вносила свои коррективы в процесс формирования этих качеств, но они хотя бы были , пусть иногда и в совершенно атавистической форме.

Когда я пошла в школу, мне купили портфель – его я помню до сих пор: сочетание грязно-красного и коричневого и рисунок с петухом. У других пока еще были портфели не лучше, но мне от этого было не легче: никаких мыслей о романтике и рядом не могло быть с этим страшилищем. Чуть позже и этих страшилищ не стало: их благополучно сменили яркие броские рюкзаки, полиэтиленовые пакеты и самые настоящие женские сумки у старшеклассниц. Рюкзаки того времени поднести однокласснице было не с руки: сей предмет в большинстве случаев предусматривал только лямки для ношения на плечах, а два рюкзака надеть не сможет даже самый влюбленный мальчишка. Полиэтиленовые пакеты и сами по себе смотрелись комично, несмотря на всю свою популярность. А человек с двумя пакетами (если эти пакеты не были наполнены чем-то дефицитным) – смотрелся комичным вдвойне. Про ношение парнем женской сумки страшно было даже подумать. Итак: носить стало нечего, и символ школьного рыцарства растворился в небытии.

Девочки и мальчики моего поколения выросли с убеждением, что каждый должен быть сам за себя. Не было больше слабых (или хотя бы условно слабых) женщин, и почти не стало сильных (или хотя бы условно сильных) мужчин. Вокруг только одни боеспособные единицы в борьбе за ресурсы, вспоминающие о принадлежности к тому или иному полу только лишь в постели, да и то не всегда. Основной тренд – унисекс и всеобщее равенство, пусть последнее пока что только на словах, но в общественном сознании – это именно то, к чему надо стремиться. Каждый сам несет свой портфель и не обременяет ближнего.

Возможно, это не самая плохая схема развития общества. Но, как я смотрю, и она в последнее время утрачивает свою актуальность. Возможно, причина в чрезмерном усложнении школьной программы: портфели и рюкзаки, нагруженные учебниками, банально стали намного тяжелее, чем во времена моего детства. А может быть это из тех самых девочек, которым в детстве никто не носил портфель и повырастали мамы, которые готовы постоянно носить портфель за своими чадами? Не знаю. Вот только забирая своего сына-первоклассника из школы я все время вижу детей разного возраста (ну из тех, конечно, кого все еще забирают родители) идущих налегке, и рядом с ними мам, несущих неудобные для переноски в руках детские портфели. Папы, кстати, портфели особо не носят. Я наблюдала: если ребенка забирает папа, то чаще всего он приезжает на машине: донести портфель до автомобиля и кинуть на заднее сиденье — несложно, и вся эта процедура дышит совершенно другим настроением, чем в случае, когда детей забирают мамы.

В большинстве украинских семей пока чаще всего по одной машине (если вообще есть), поэтому мама приходит пешком. На плече у нее дамская сумка (которая в сегодняшние дни скорее напоминает по своим объемам рюкзак туриста, приготовившегося покорять Эверест), а в руках – пакет из супермаркета, расположенного по дороге в школу. Такие мамы радостно встречают у дверей школы своих детей, утомленных избытком знаний, принимают у них из рук портфели и рюкзаки и неспешно бредут домой. Мамы бредут, отягощенные сумками, кульками, пакетами и рюкзаками, а дети беспечно бегают и играют: догоняют друг друга, отфутболивают камушки, встречающиеся на дороге, или просто обсуждают новую серию популярного мультфильма. Совесть их чиста: они тяжело трудились в школе и вот теперь, скинув на маму рюкзак и мысли о школьных заботах (завтра надо сдать 45 гривен на общую фотографию и опять медсестра ругала за отсутствие какой-то справки, не забыть бы в поликлинику сходить) хотят побыть просто детьми. Они занимались важным делом – учебой , а всякой не столь важной, хоть и тяжелой сопутствующей работой – ношением рюкзака, пусть занимается мама.

И надо сказать, что мамы вовсе не против такого положения дел. Возможно, в детстве нам всем немного не хватало родительского внимания – время было другое. И теперь мы стремимся вдвойне компенсировать эту недостачу своим детям: пусть не носит тяжелый рюкзак, пусть не участвует в домашних заботах. Главная задача ребенка – хорошо учиться и полноценно отдыхать. Так уже вполне продолжительное время думают родители, и дети нескольких поколений уже свыклись с этой мыслью. Их дело – заниматься самым важным, а дело окружающих – обеспечить им комфорт и подходящие условия. Девочек в этом плане жизнь немного вернет к реальности: настанет день, когда они сами превратятся в мам, несущих ранцы и рюкзаки. А вот мальчишки, которым обед после школы разогревает няня, а убирает в детской – домработница (впрочем, это с таким же успехом могут быть просто бабушка и мама), похоже, вырастут с уверенностью, что за ними всегда будет кому «нести портфель».

Мне такой расклад не нравится. Почему-то сразу вспоминаются несколько знакомых семей, в которых папы были заняты на важной работе и все их мысли этой работой и ограничивались. Мамы вели хозяйство, воспитывали детей, подавали папе ужин и отвечали за пункты «поздравить Иван Иваныча с днем рождения и отправить тете Нине открытку к Восьмому марта», то есть выполняли, фактически, функцию секретаря и отвечали за социальные коммуникации. Сходство таких мам с индийской многорукой богиней компенсировалось социальным статусом и неплохим уровнем материального обеспечения. Роли распределены, все счастливы и довольны.

Сегодня мальчики, выращенные «портфеленосящими» мамами привыкли игнорировать бытовые проблемы, как в детстве. Однако компенсировать окружающим энергозатраты по обеспечению комфортного быта им, чаще всего нечем. Ни морально, ни материально. Одни запросы. И мама, поющая в унисон с требовательным чадом: мой Васенька\Петенька\Ванечка с детства привык есть только сегодняшнее и каждое утро надевать свежую и наглаженную рубашку.

Как жить – и стоит ли жить – с таким Васенькой, Петенькой или Ванечкой – тема для отдельного разговора. Меня же интересует, как не вырастить такого Ванечку из своего ребенка. И почему-то среди огромного количества влияющих факторов, именно тенденция носить сыновний портфель в свете данной проблемы меня настораживает больше всего. Но если вы подойдете к нашей школе примерно к часу дня и проследите за тем, как я встречаю своего сына после уроков – увы, вы заметите, как я решительно снимаю рюкзак со спины первоклассника и беру его (рюкзак) в свои руки. А что поделать? Портфели нынче такие тяжелые и неудобные, а дети наши ослаблены плохой экологией, зачем их излишне нагружать по пустякам? Впрочем, я тут у нескольких одноклассников моего сына видела чудные детские ранцы, сделанные наподобие чемоданов на колесиках. Никакой излишней физической нагрузки и, в то же время, единоличная ответственность за свой груз. Отличное изобретение, я считаю. И кто знает, может, именно эти рюкзаки и произведут перемены в нашем обществе?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.