Честно сказать, это произведение расшатало мою картину мира.
Честно сказать, это произведение расшатало мою картину мира. Которая в
области знаний о революции часто была построена не только на сведениях
из учебников истории, но и в частности на основании литературных
произведений, часто написанных очевидцами.
Если вы - мой
ровесник, старше меня или младше лет на пять - то ваше детство прошло
частично и с книгами о пламенных революционерах, о том, как ребята
вступали в кружки рабочих, вместо организации скаутов, о революционной
романтике в виде спрятанных листовок и прочее. Лев Кассиль с его
Кондуитом - достаточно точное отображение подобной литературы. Веселые
уплотнения и подселенный комиссар, интересное новое время, и вообще -
"лучше быть докторовым сыном, чем буржуевой дочкой", и ни слова о том,
что дальше с этой самой высланной дочкой-то, которая еще год назад казалась
отличным объектом для романтической влюбленности. Есть наши - "красные",
есть какие-то абстрактные "белые", борьба с которыми автоматом
обеспечит счастье новой жизни.
Вторая часть литературы -
ироническое повествование интеллигенции о том, как в одночасье
поменялась страна. Возьмем, к примеру, Собачье сердце - профессор
Преображенский как оперировал, так и оперирует. Возмущен уплотнением,
безграмотностью новой власти, но в целом - довольно-таки неплохо живет.
Страна поменялась, к этому профессор относится как к капризу природы. А
его жизнь фактически осталась без изменений. И при всех своих
возмущениях вроде бы сменой порядка не возмущен: он из тех, кто нужен
при любой власти.
Еще один литературный пласт - литература
эмиграции. Тут все понятно: простились со страной с борта корабля и
теперь оплакивают былую Россию, причем часто в традициях "раньше трава
была зеленее и девки веселее".
Ну и наконец - смешной обыватель, герой Зощенко и Ильфа с Петровым. Мы привыкли над ним посмеиваться. Хотя на самом деле именно он движущая сила многих событий.
В романе Головкиной на первый плане вынесена судьба дворянства, жизнь слоя при новой власти.
(Понимаю, что это не первое произведение, описывающее этот слой
общества, но именно здесь принадлежность к слою является очень важной
деталью). И дворянство, русская аристократия в своих произведениях
постоянно сталкивается с прочими слоями, про которые я уже упоминала
выше. И тут оказывается, что с пламенными революционерами, даже если они
свято верили в свою идею и правоту классовой ненависти - все не так
однозначно. И интеллигенция живет очень по-разному. И оказывается, есть
те, которых "трогали" даже несмотря на всю незаменимость. И тот самый
смешной обыватель оказывается вовсе не таким смешным, когда строчит на
тебя донос в ГПУ, крадет на коммунальной кухне твои серебряные ложки и
на общем собрании убежденно голосует за смертную казнь для вредителей.
Только эмиграция вычеркнута из новой жизни России.
Аристократия выглядит стороной пострадавшей, но так ли все однозначно в этих кругах?
На
самом деле, могу сказать, и аристократия в этой книге выглядит не
очень-то приглядно. На фоне сословной гордости, несгибаемости и
стойкости негативные качества вкупе с наивностью и глупостью кажутся
особенно заметными. По вполне понятным причинам герои романа возмущаются
и огорчаются по поводу пропавших родственников. Но с не меньшей ( а то и
с большей) горячностью они возмущены тем, что низшие классы,
нацменьшинства, евреи, которые раньше голову боялись поднять, опасаясь
казацкой нагайки, теперь живут рядом общаются с ними на равных, а порой
и снисходительно. Кстати, о евреях - антисемитизма в книге очень много.
Где-то это тонко прописано автором в отдельных высказываниях и
описаниях, где-то антисемитизм встает во весь рост. И автором
неоднократно подчеркивается, что евреи захватили власть и что, по
большому счету, это из-за них происходит гибель России.
Вообще, я
заметила очень интересный факт: дворянство, аристократия в романе
Головкиной постоянно усмехается над необразованностью "нового
гражданина", но сами при всей своей образованности отличаются некоторой
наивностью. Они не видят простых вещей, причин и следствий. Революция
воспринимается ими как стихийное бедствие, у которого, в их понимании,
может быть только одна причина - гнев Божий. Никто не дает себе труд
задуматься: почему люди пошли за лозунгами большевиков? Почему вообще
случилось то, что случилось? И какая роль их класса во всем этом.
Отношения
с народом у героев романа очень интересные. Имеются однозначно
положительные персонажи - преданные слуги, денщики и прочий люд из
разряда тех, что "уважали добрую барыньку, она на Пасху рублем
одаривала". Дальше - почти все аристократические герои вздыхают о
потерянном крестьянстве, об идеалистическом "русском крестьянском духе" (который в
немалой степени был напитан уважением к барину). И весьма удивляются,
сталкиваясь с людьми, с которыми они раньше столкнуться практически не
могли. Вот семья Хрычко получает комнату в доме главной героини - это
ужас! Им пришлось отдать дядин кабинет! Но никаких сведений о том,
откуда эта семья? Где они и как жили-то до этой комнаты? Этими вопросами
никто не задается, а ведь из ответов на каждый подобный вопрос и
сложится глобально объяснение стону "Боже, за что нам все это!". Из
некоторых реплик можно сделать вывод, что погибшие мужчины семейств
занимали государственные посты, но нигде не мелькает и мысли о том, что
выходит, их деятельность и есть частью причины того, что стало с
государством.
Роман Головкиной обрисовывает в черном цвете
многих. Но надо сказать, для меня уже давно не новость подлецы и хитрецы
в застенках, доносчики и былдоватые соседи, безжалостные фанаты
революционной идеи. Все это нам уже показывали и не раз. А вот лицо
русской аристократии, которая изображена с состраданием, с сочувствием,
увы лицо это выглядит не самым приятным образом. Да, эти люди всеми
силами пытаются сохранить свое "я" и за это их несомненно уважаешь, но
копнешь глубже - и становится видно, что "я" это вовсе не такое
благообразное, как ожидалось.
"Побежденные" - роман очень яркий и
очень тяжелый для меня. Как я уже раньше говорила, роман, которые
весьма меняет картину мира. Нет идейных революционеров, крестьян,
жаждущих земли, образованной интеллигенции и благородной аристократии,
которая куда-то пропала, а те, что не пропали - продолжают бедное, но
благородное существование за рубежами родины, изящно смахивая
заштопанным кружевным платочком слезы о России. Нет их больше. Вместо
них вырисовывается нерадостная "перепись населения". Хамоватое жлобье,
которое вместо того, чтобы расти, пусть даже и в соответствии с заветами
новой власти, занимается только пьянством и развратом, грабежом и
подличаньем, потому что "зря мы что ли кровь проливали" и "это вам не
старорежимные порядки". Молодежь, которая единогласно поддерживает
лозунги, даже не задаваясь вопросом осмысления этих лозунгов;
бросающиеся яростно на "слабое звено" и не задумывающиеся о том, что
завтра "слабым звеном" станут они сами. Откровенно рассисткая,
антисемитская и снобская аристократия, которая насквозь пропитана
формализмом, без особого содержания. И множество таких же не очень-то
приятных социальных групп. И каждый считает себя правым, а виноват
всегда кто-то другой...
Читаешь эту книгу и, часто, наверное,
даже вразрез с задумкой автора, подозреваю, сразу же яркими картинами
представляешь себе судьбы описываемых людей: и главных героев, и
второстепенных персонажей; и красных, и белых...всяких. Пытаешься
представить, что вот этот конкретный персонаж за человек, как он жил до
революции, что составляет его жизнь сегодня, что в нем хорошего, что в
нем плохого. И часто, картина скорее печальная, чем оптимистичная. Люди
были такие... или время было такое... непонятно.
"Побежденные" -
обязательная к прочтению вещь, отличный, яркий роман о том, что жизнь,
в сущности, дерьмо и люди, независимо от их происхождения или
убеждений, чаще всего - тоже.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.