Затерянные жемчужины архитектурного зодчества

03 травня 2011, 10:41
Власник сторінки
0
20
Затерянные жемчужины архитектурного зодчества

Затерянные жемчужины архитектурного зодчества

О достопримечательностях Самарканда и Бухары известно давно. Оба древних города стали брендами Республики Узбекистан, пользуются популярностью и являются местами паломничества для многочисленных туристических групп из стран Азии, Европы и Ближнего Востока. На пути между этими городами расположены еще две исторические достопримечательности, о существовании которых окружающему миру, к сожалению, известно гораздо меньше. Это древний город Кармана с его стариной мечетью Касим Шейх и архитектурный комплекс Рабат-Малик.

По возрасту, богатой и захватывающей истории они нисколько не уступают своим знаменитым городам-соседям. Не исключено, что со временем эти памятники истории появятся на картах туристических стоянок на пути из Бухары в Самарканд. Здесь есть на что посмотреть, чем любоваться, чем восхищаться.

Мечеть Косим-Шейх представляет собою целостный историко-архитектурный ансамбль. Собственно мечеть сложена в классическом стиле. Материал постройки - жженый квадратный плиточный и обычный кирпич, на ганчевом растворе. Три стороны мечети - северная, западная и южная - оформлены как фасадные. В середине каждого фасада выделены входные сводчатые арки порталами, которые подчеркнуты глубоким боковыми сводчатыми навесами - "лоджиями".

Южная сторона выглядит наиболее парадно. Особенно внушителен главный портал, почти вдвое превышающий само здание. На пилонах портала выложены по три как бы поставленных друг на друга стрельчатые ниши. А поверху вместо тимпана идут образующие цельную декоративную аркаду сводчатые, сквозные проемы. Особую выразительность и солидность всему ансамблю в целом придает венчающая главное здание конструкция в виде большого купола на башне.
Легко можно себе представить, как в древности еще до того, как завиднеются стены древней Кармана, человеческий взор искал и находил, словно "перст указующий", надежный ориентир. Этот маяк - башня с куполом мечети Касим-Шейх была хорошо видна, так как являлась самой высокой постройкой в этой части долины Зарафшана. Караванщики, едущие и шествующие, уверенно держали по нему путь в нужном направлении.

В комплекс памятника входит еще композиция из трех открытых дворов и нескольких небольших помещений. С юга к мечети примыкает просторный вымощенный камнем двор, способный вместить до двух тысяч молящихся. С восточной и западной сторон главный двор огражден рядами одноэтажной застройки помещениями для имама мечети, для ритуальных омовений. С юга двор замыкали купольные жилые кельи (худжры) для дервишей - странствующих богомольцев пилигримов.

В восточном крыле мечети находился внушительный склеп, имевший мраморную облицовку, украшенную художественной резьбой. Здесь, согласно устной традиции, место упокоения самого основателя мечети - Косим-Шейх и его родственников. В западном дворике помещена пышная усыпальница одного из бухарских эмиров, мангыта Абдулахад- Хана, с искусной резьбой по серому "газгану".

Три разных лица с умыслом сотворили древние зодчие этому памятнику. Одно скромное, будничное, постоянно смотрит из Кармана. Второе изображение тоже без затей, повернуто к тем, кто спешит мимо по дороге. Зато третий лик бросается в глаза издалека. Он ладный, праздничный, словно ожидающий чего-то. Не случайно, именно это самое видное изображение лица является своего рода визитной карточкой древней мечети Косим-Шейх.

Надо полагать, Касым Шейх не случайно выбрал местоположение для строительства мечети. Она расположена на оживленном участке неподалеку от въезда в город. Рядом, на Касаба - арыке (тоже древнем) неумолчно шумела четырьмя парами жерновов большая водяная мельница. Возле нее всегда было много людей, привозивших зерно для помола. Мимо по мосту в город или уже из него вышагивали нескончаемые вереницы караваны верблюдов. Это двигались "транзитные" караваны в аулы - Тамды, Учкудука, Канимеха. Или уже оттуда.

Четвертая, восточная сторона мечети интересна глубокими, сводчатыми айванами. Именно эти айваны - очень крупных размеров - главная достопримечательность памятника. Эта сторона долгое время была закрыта от обозрения глухими стенами замкнутого дворика, большую часть которого занимал огромный склеп святого, именем которого назван весь этот комплекс.

По данным археологов, прежде мечеть Косим-Шейх выглядела по-другому, была более нарядной и красочной. По обнаруженным на барабане куполе незначительным участкам, непокрытым ганчем, можно судить о богатой красочной художественной декоративной отделке, первоначально покрывавшей эти части здания. По барабану шли набранные из цветной ковровой мозаики эпиграфические пояса - надписи и тексты в стилизованной арабской графики. Между этими поясами на темно-синем фоне были майоликовые панно из орнаментов - "гирихов" - сочетаний геометрических фигур в виде звезд и переплетений из растений и цветов. Композиции комбинации изразцов синею, белого, зеленого, голубого тонов отличались изяществом и красотой. Купол вверху сиял сплошным голубым, цветом хорошей бирюзы, майоликой.

История оставила свою отметину на Косим-Шейхе. В марте огневого 1922 года, когда гарнизон Кармана держал оборону против армии Муллы-Абдукаххара , на помощь осажденным на станцию прибыл полк. И почти с ходу, с брони платформы из орудия по наступающим на город вооруженным отрядам было произведено два выстрела. Первым же снарядом была слегка задета одна из арок на портале. Эта отметина сохранилась до сих пор.

Мечеть Косим-Шейх меньше всего похожа на памятник "святому". По сложившейся традиции ее принято воспринимать, как памятник таланту, мудрости и труду древних зодчий строителей, имен которых не сохранились. Теперь этот незаурядный историко-архитектурный памятник снова служит, как к прежде, верующим.  Все проезжающие по трассе Бухара Самарканд в районе Навоийского аэропорта непременно обращают внимание на древние руины. Среди них наиболее приметные золотистого цвета ворота, очень похожие на триумфальные арки некоторых европейских столичных городов. Чуть в стороне виднеется большой каменный купол.
Название этого интересного исторического и архитектурного комплекса - Рабати-Малик. Он является одним из наиболее известных и хорошо исследованных памятников истории и культуры средневековья во всей Центральной Азии. Трудно переоценить значение этого сооружения в искусствоведении, архитектуре, в изучение истории, культуры народов Узбекистан.

Рабати-Малик - классический образец фажданского зодчества эпохи Караханидов. Он впитал в себя лучшие традиции и достижения строительного дела, которые предшествовали, эпохи Саманидов и ознаменовал собою новый подъем и расцвет архитектуры и орнаментального и декоративного искусства Центральной Азии.

Историки архитектуры и искусствоведы полагают, что от памятников подобных Рабати-Малик берут начало и стали распространяться в странах мусульманского мира классические архитектурные формы мечетей, медресе, караван-сараев и других построек замкнутой дворовой композиции.

Комплекс Рабати-Малик уже в 40-х годах прошлого столетия лежал в развалинах. До наших дней уцелело совсем немногое. Из сохранившихся исторических свидетельств известно, что в годы своего расцвета Рабат-Малик служил дорожной станцией для султанских и ханских гонцов и военных отрядов, приютом для купеческих караванов и путешественников, совершавших многомесячные переходы по Великому "Шелковому пути". Комплекс в Зарафшанской долине был перевалочной базой и складом для товаров, постоялым двором для купцов, их прислуги и охраны. Местом пополнения запасов воды, провизии, снаряжения. Вместе с тем, он был сильным укреплением и надежным убежищем от налетов враждебных и воинственных кочевников, вольготно чувствовавших себя в степи в стороне от густонаселенных оазисов. Одновременно он являлся торговым подворьем, местом заключения оптовых сделок и обмена товаров.

Судя по имеющимся описаниям, зарисовкам, данным археологических исследований, Pабати-Малик имел весьма внушительный вид. Но особенно неизгладимое впечатление он оставлял своей торжественной монументальностью, богатством архитектурных форм и изысканным художественно-декоративным внешним оформлением. Ворота, находившиеся посередине, были единственным входом во двор крепости, имеющей мощные стены. По углам высились стройные, похожие на минареты, башни. Вдоль стен располагались различные помещения, разукрашенные покои для гостей, галереи с резными колоннами, помещения для стражи, обслуживающего персонала, конюшни, загоны для скота.

Изучение Рабат-Малик было начато сравнительно недавно. Обследовавшие его еще в 20-ых годах прошлого века ученые Самаркандского университета обнаружили на портале ворот куфическую надпись. По ней, а также и по другим данным, было установлено, что  строительство Рабат-Малик велось в период 1068-1080 годов. Материалы археологических исследований, проведенные в 70-е годы, дают основание предполагать, что Рабат-Малик появился еще раньше, во времена Саманидов (X в.), и первоначально использовался, как форпост и убежище в период утверждения и распространения ислама на территории Центральной Азии.

Сохранились только прекрасные парадные ворота рабата и выложенная жженым кирпичом подземная цистерна для хранения воды, перекрытая большим куполом. Оба объекта требуют реставрации. Однако, даже и в нынешнем состоянии специалисты считают Рабат-Малик уникальным, единственным в своем роде историко-археологическим комплексом. Рабат-Малик веками привлекал людей как воплощение гения древних зодчих, умевших использовать особенности и силы природы. Его сооружения поражали сознание прочностью, незыблемостью, соразмерностью и точностью форм, высоким качеством, преодолевающим многие столетия. Поэтому видимо возникли и легенды о необычайности самих этих построек, каких-то особенных материалов и способах строительства. За минувшие десять веков время придало облицовке ворот ровный золотистый цвет. Поэтому все сооружения смотрится, словно отлитые из золота.

В целях продолжения дальнейших исследований, сохранения и практического использования Рабат-Малика, как ценнейшего исторического и культурного памятника, решено дать ему статус музея под открытым небом.

После проведения реставрационных работ "Золотые ворота" Малик-Рабат помолодели и как бы повернулись своим прекрасным лицом, замечательным праздничным фасадом к людям, ко всем кто проезжает или проходит мимо этого места.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости Украины
ТЕГИ: Узбекистан,исторические места,навои,СИЭЗ
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.