Духовное достояние Узбекского народа - основатель суфийского ордена Накшбандия - Бахаутдин Накшбанди (1318г. - 1389г.)
Духовное
достояние Узбекского народа представлено именами и деяниями выдающихся
исторических личностей, многие из которых получили признание мирового масштаба.
Одним из таких является известный богослов, основатель суфийского ордена
Накшбандия - Бахаутдин Накшбанди (1318 - 1389).
Главным
деянием его жизни стало учение, в котором величайшие истины мироздания и
трактование исламских догм были изложены на доступном каждому человеку языке.
Пропагандируемое адептами ордена Накшбандия это направление ислама в первой
половине прошлого тысячелетия распространилось по всей Средней Азии, а позже
проникло на территорию османской Турции, Индии и мусульманского Поволжья.
Несмотря
на неоценимый вклад в духовное развитие многих народов, о судьбе этого человека
история сохранила не так уж много фактов. Но даже те крупицы информации,
дошедшие до наших дней, являются неопровержимым доказательством того, что его
рождение и весь жизненный путь был предначертан свыше каламом судьбы самого
народа.
Согласно
одной из легенд, о рождении Бахаутдина предрек знаменитый в те времена суфий,
пятый в духовной цепочке святых пиров Бухары Хаджа Мухаммад Бабаи Симаси.
Прибыв за три дня до рождения в селение Касри Арифан близ Бухары, он терпеливо
ждал часа появления младенца на свет. Когда это произошло, он дал ребенку благословение
и произнес: "Пройдет совсем немного времени, и его благоухание
распространится по всему миру, и станет он "мушкил гуша"
(раскрывающий трудности) для людей Любви".
Рожденный
в семье ремесленника-ткача Бахаутдин с первых лет жизни был приучен к труду.
Первые знания о суфизме он получил от своего деда, а первым духовным
наставником стал сам Хаджа Мухаммад Бабаи Симаси. Позже под свое попечительство
устремленного к знаниям юношу взял шейх Сайид Амир Кулал, который в свою
очередь, видя серьезность и старания ученика, ввел его в суфийский орден
дервишей Хаджаган. Большое влияние в этот период на него оказал еще один
представитель духовенства Абдухалик аль-Гиждувани.
Уже
сформировавшись, как духовный учитель, Накшбанди призывал в своих проповедях к
простоте и непритязательности, но отвергал аскетизм и уединение. Был
сторонником мирской жизни, которая лучше всего формирует человеческую личность,
выступая против показной набожности и театрализованной обрядовости и
бродяжничества.
Постигая
суфийскую мудрость, Бахаутдин не боялся открыто выступать против закоренелых в
те времена традиций. Он отказался принять образ жизни дервишей, символизирующий
полное отрешение от мирского, а вместо этого полностью погрузился в реальную
жизнь. Зарабатывая ремеслом ткача себе на хлеб, он на своем собственном примере
демонстрировал, что истинная вера заключается в том, чтобы реализовать высшие
знания, данные людям в священных писаниях, в ежедневных поступках, чистоте
помыслов и образе жизни. Именно тогда родилось его знаменитое высказывание,
ставшее девизом всей жизни: "Сердце должно быть с Богом, а руки в
труде".
Следующим
наставником, оказавшим влияние на судьбу Бахаутдина Накшбанди, стал
ученый-богослов Мавляно Ориф Деггарони. В течение семи лет Бахаутдин жил и
работал рядом с ним в махалле ремесленников-котельщиков селения Хазара
расположенной на краю степи Маликчуль. Совместно с Мавляно Орифом они изучали
тонкие таинства мистики, астрологию, исследовали межчеловеческие отношения,
раскрывали тайны многих отраслей науки. Вместе совершили хадж в Мекку. После
завершения учебы еще многие годы их связывала духовная близость, единство
мыслей и мировоззрения, мудрость в понимании жизни.
На
протяжении всей своей жизни Бахауддин Накшбанди каждым своим поступком
подтверждал правильность выбранного им пути, приумножая роль религии в жизни
общества и творя благие дела именем Аллаха. Благодаря высокой святости и
благочестию знаменитого богослова, город Бухару, в котором прошла его жизнь,
нарекли "Куполом Ислама на Востоке", а его самого причислили к лику
святых и признали одним из покровителей этого благословенного города.
В 1544
году на месте упокоения Бахаутдина Накшбанди по решению правящей династии
Бухары был сооружен мавзолей. С тех давних пор не иссякает поток желающих
посетить мемориал, прикоснуться к святыне, и на этом благословенном месте
произнести молитву. Ведь, согласно преданию, троекратное посещение мавзолея
Накшбанди равно одному посещению святынь Мекки и Медины.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.