Сармышсай - музей на черных скалах

09 грудня 2011, 12:21
Власник сторінки
Журналист
0
78
Сармышсай - музей на черных скалах

Сармышсай - музей на черных скалах

Среди естественных галерей доисторического искусства Узбекистана урочище Сармыш занимает одно из первых мест. Начиная с 60-х гг. прошлого века оно притягивает вни¬мание ученых и археологов со всего мира. Живописное урочище расположено на южном склоне горной систе¬мы Каратау и находится в 30-40 км к северо-востоку от областного центра Навои.
Право называться историко-ландшафтной сенсацией Узбекистана Сармыш заслужил благодаря петроглифам (от греч. petros — камень и glyphe — резьба, вырезывание) — древним изображениям, высеченным на открытых скальных поверхностях. Стоит отметить, что археологический комплекс состоит из более чем 200 памятников древности, включающих мастерские по обработке кремния, шахты, поселения, могильники, курганы и петро¬глифы, которые относятся к различным эпохам от каменного века до нового времени. Ядром комплекса является ущелье, простирающееся в длину до 2,5 км, на скалах которого сохранилось более 5000 петроглифов. Рисунки нанесены на вертикальные, иногда горизонтальные плоскости коренных выходов красноцветных песчаников кембрийского возраста, переслаивающихся сланцами и известняками, и обладают большой художественной ценностью.
Примечательно, что более 50 лет урочище Сармыш является одним из крупнейших и наиболее изученных памятников наскального искусства Узбекистана. Изучение рисунков на скалах Нуратинских хребтов началось с экспедиции Махандарьинского отряда во главе с академиком Я. Г. Гулямовым в середине прошлого века. Огромный объем работ по документированию наскальных рисунков Каратау, в частности Сармышсая, проведен местным исследователем Дж. Кабировым в 1966-1973 гг. Его работа и копии изображений петроглифов имеют высокую научную ценность. Более 30 лет посвятил выявлению, исследованию и описанию археологического наследия Сармышсая навоийский краевед Б. С. Шалатонин. Его труд воплощен в авторских книгах «Тысяча уникумов Кызылкумов», «Тени на скалах».
С 1987 г. научным сотрудником Института археологии М. Хужаназаровым открыто более 30 новых местонахождений наскальных рисунков на территориях Хатырчинского, Нуратинского и Навбахорского районов Навоийской области, собран огромный материал и опубликованы многочисленные статьи, монография.
В настоящее время учеными Института археологии Академии наук РУз в сотрудничестве с зарубежными партнерами практически завершено картографирование и составление карт месторасположений петроглифических объектов и археологических памятников, определены границы охраняемой и буферной зон. Изданы несколько монографий, карта, путеводитель и буклеты, подготовлена для публикации научно-популярная книга по Сармышсаю. Создана региональная база данных, а также единая система документирования и методология консервации петроглифов, получены оригинальные данные по геоморфологии, разнообразию флоры и фауны Сармышского ущелья, сохранившего уникальные, редкие и исчезающие виды растений и животных. Ведутся разработка инфраструктуры территории, подготовка пакета документов, необходимых для внесения природно-археологического комплекса Сармыш в список всемирного культурного на¬следия ЮНЕСКО. Пока он представлен в предварительном списке.
Ученые единодушно подчеркивают огромное научное значение петроглифов Сармышсая для воссоздания истории и культуры не только Узбекистана, но и народов всей Центральной Азии.
«Наскальные изображения — самостоятельный род монументальных памятников древности. По существу это целый мир, способный богатством и разнообразием свойственных ему образов увлечь каждого современного человека», — пишет в своей книге «Тени на скалах» Б. С. Шалатонин Описывая отдельные фигурки или сюжетные композиции наскальных изображений, Борис Степанович за частую придумывает им образные на звания. Так, трехфигурная композиция двух соперничающих жеребцов из-за стоящей рядом кобылицы получила название «Небесные кони». Видимо, из за своего лаконизма, предельной сжатости, красоты фигур, декоративности дуэт коней выбран для оформления современной эмблемы Сармыша, символизирующей этот интереснейший объект.
Петроглифы урочища Сармыш это уникальный архив, своеобразная «энциклопедия», в которой coбраны сведения о жизни, истории и культуре предков. Наскальные рисунки являются живыми свидетелями этапов эволюции растительного и животного мира в данном районе. Очевидно — именно так зарождались и первые элементы искусства живописи.
Обилие воды и успешная охота на горных козлов, оленей, муфлонов и диких быков, туров, приходивших на допой из пустыни, множество пещер пригодных для зимовки, очевидно сделали жизнь древних людей относительно безбедной, подготовив условия для перехода к оседлому образу жизни, развитию земледелия и обработки металлов. Первобытные культы, по – видимому, в это же время начали тансформироваться в религиозное мировоззрение.
Все найденные в ущелье Сармыш наскальные рисунки отличаются возрастом, своими сюжетными линиями, стилями и техниками исполнения. Установление возраста петроглифов — самая сложная задача. Все известные периодизации развития наскального искусства сводятся к двум основным схемам: археологической, которая ложится на этапы развития древнего общества, и искусствоведческой, которая в основном рассматривает развитие искусства в целом.
Археологи смогли подойти к решению вопросов датировки петроглифов, анализируя присущие им особенности: стиль, реалистичность изображений, технику исполнения, размер, содержание, топографию и степень перекрытия скальным «загаром». «Загар» пустыни, или скальный «загар», — это патина, налет, похожий на лаковое покрытие, образующееся со временем на скалах. Известно, что в условиях аридного климата жарких пустынь обнаженные поверхности горных пород покрываются пленками окислов железа, марганца и других элементов. Так, американскому ученому Р. Дорну удалось разработать метод геохронологии, сравнивая «загар» на самом рисунке и на скальной породе, на которой он изображен.
Совокупность признаков, которыми обладают петроглифы Сармыша, позволила разделить их на «возрастные группы». Самые ранние рисунки были созданы приблизительно в девятом тысячелетии до н. э. На них изображены первобытные охотники, окруженные дикими и хищными животными.
Более поздние петроглифы наполнены ритуальными и бытовыми сценами из жизни древних людей. Животные изображены уже в основном домашние. Среди них множество собак, овец, верблюдов. Поразительным является и то, что на рисунках можно увидеть трехгорбых верблюдов.
Встречаются здесь и рисунки-загадки — фигуры абстрактного вида, происхождение которых до сих пор ис¬толковать не удалось. Предполагается, что эти знаки имеют некий культовый или религиозный смысл. Особое место среди наскальных рисунков ущелья занимают изображения так называемых «космических пришельцев» — двухголовых человеческих фигур в скафандрах. Уфологи уверены: инопланетяне! Их оппоненты выдвигают встречную теорию: «вторая голова» символизирует корону или царский венец, нарисованный древним художником каменным или бронзовым резцом, поскольку на рисунках, изображающих двухголовых людей в скафандрах, есть еще одна особенность — сильно подчеркнутые половые признаки. А, как известно, первобытные и древние культуры связывали преувеличенное изображение мужского достоинства с символами власти, значит, на скалах запечатлены вожди племен, главы родов или жрецы. К тому же среди наскальных рисунков есть «колесницы», «пляшущие человечки», ритуальные символы.
На более «современных» скифских петроглифах изображены вооруженные воины и правители. По мнению Б. С. Шалатонина, многие петроглифы Сармыша по праву могли бы служить хорошими иллюстрациями к отдельным текстам книги «История» Геродота о скифо-сакских народах — массагетах (бронзовый век) и сарма¬тах (V-IV вв. до н. э.), живших на этой земле. Например, «отец истории» описывал обряд приношения в жертву солнцу — главному божеству этих племен — самых красивых и сильных коней, что и изображено на одном из рисунков. Еще одна поразительная композиция петроглифов ассоциируется с рассказом Геродота об одном из скифских племен — неврах и их странном обычае — раз в год превращаться в волков. На камне вырезаны две крупные фигуры людей. По поло¬жению рук и ног позам, можно понять, что они энергично танцуют, а профили их похожи на волчьи морды, сзади же видны мохнатые хвосты, между ними — растерзанное животное... И таких примеров можно найти немало.
И, наконец, самые «молодые» рисунки относятся к периоду XII-XVIII вв., когда в ущелье поселились суфийские дервиши. Поэтому на последних петроглифах уже встречается арабская вязь, рассказывающая о жизни дервишей и их последователей.
Исследователи, занимающиеся изучением наскальных рисунков в ущелье Сармыш, говорят, что ни разу не встретили повторяющихся или одинаковых петроглифов. Каждый из них — уникален и, словно кирпичик, вкладывается в общую схему древнего развития народов Азии.
В наскальной живописи много неизведанного. Но, проводя ладонью по сухому камню, прикасаясь к истории, понимаешь, что петроглифы — это не просто картинки с натуры, это переработанный сознанием человека реальный мир, связанный с культом, системой верований и обрядов, мироощущением людей, который очень хочется разгадать и осмыслить.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости Украины
ТЕГИ: история,Узбекистан,музей,правда жизни
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.