Украинские исследователи из «Экспедиционного корпуса» продолжают удивлять новыми находками. На этот раз на полуострове Юкатан были обнаружены вещи, поразительно копирующие... украинскую вышивку.
Как могут быть связаны
культурные вещи, которые никак не связаны географически?
Так уж вышло, что в пространстве культуры существует множество артефактов и
явлений, связанных между собой каким-то образом, но при этом географически
удаленных на большую дистанцию, чтобы кто-либо смог доказать тот факт, что они
хоть каким-то способом могли повлиять друг на друга. Когда подобные вещи
находятся предельно далеко, но при этом буквально копируют друг друга – это
вызывает в сознании любого субъекта удивление и лишь один вопрос: как так
вышло?
В современном мире существует множество примеров подобных явлений. Следует
лишь выделить некоторые из них, дабы прояснить саму проблему.
Первым хорошим примером может послужить находка, описанная в книге Клода
Леви-Стросса, который был первооткрывателем структурного метода в гуманитарных
науках. В его «Структурной антропологии» прямо утверждается наличие подобной
связи между феноменами, которые удалены друг от друга на большое расстояние: «различные технологические и художественные
принципы, распространенные как в древнем Китае, так и на северо-западном
побережье Северной Америки, почти полностью идентичны». Собственно, где
Китай и где Северная Америка? В данном контексте нет никакой необходимости
делать какие-либо предположения на этот счёт, но достаточно лишь констатировать
факт: эти структуры по своей сущности были идентичны. Каким образом эти
структуры оказались там, где они есть – это уже другой вопрос.
Вторым интересным примером, который следует принять во внимание – может
послужить концепция «осевого времени» Карла Ясперса. Сущность осевого времени
заключается в том, что в разных точках планеты, в разных цивилизациях, а именно
в Китае, Индии и Древней Греции возникла совершенно новая культура мышления,
которая ещё приобрела название «от мифоса к логосу», то есть это то, что обычно
принято именовать зарождением рационального знания, которое лежит в основе
современного научного знания и вообще в основе современного общества. В этом
контексте, как следствие, возникает следующий вопрос: как мог в разных
географических точках, в разных цивилизациях, которые не имели никаких прямых
контактов, возникнуть в одно и то же время новый тип мышления?
Даже если взять как третий пример эволюцию религиозных представлений в той
или иной части света, то можно заметить, что почти все общества проходили одни
и те же эволюционные этапы, поэтому мы можем найти связь между некоторыми
божествами ассирийцев, древних греков и жителей Мезоамерики. Знаменитая книга
Джеймса Фрэзера «Золотая ветвь» демонстрирует именно тот факт, что между всеми
религиозными феноменами и представлениями лежит нечто общее. Это натолкнуло многих
исследователей на поиск универсальных структур, лежащих в основе таких явлений
– и они были найдены.
Итак, очевидно, что нет никаких сомнений в том, что в мире существует
множество культурных артефактов и феноменов, никак не связанных географически, но
при этом связанных множеством других способов.
Интересная находка украинских
исследователей на Юкатане.
Во время своей исследовательской поездки на полуостров Юкатан представители
«Экспедиционного корпуса» во главе с украинским ученым Олегом Викторовичем
Мальцевым обнаружили помимо всего прочего еще один интересный феномен в
крупнейшем музее майя в городе Мерида. Собственно, в данном месте следовало бы
обратить внимание на несколько найденных артефактов, чтобы провести их сравнительный
анализ.
Итак, во время своей
рабочей поездки исследователи обнаружили в этом музее кое-что, напоминающее по
своей структуре и композиции не что иное, как… украинский «рушник»!
Сама форма, содержание и композиция элементов очень похожи на подобный
украинский объект. Но не формой единой. Если рассмотреть «рушник» в
феноменологической плоскости, то можно обнаружить, что оба объекта несут почти
одинаковые эмоциональные посылы, но об этом чуть ниже.
Следует заметить, что подобный тип объектов с украинской стороны
использовался не совсем в быту, но больше в некоторых ритуальных актах и
обычаях. Например, на свадьбах, на празднествах и даже на похоронах. Во многих
украинских сёлах, где еще дотлевает традиционный символизм – а вместе с ним и
сама старая культура, можно увидеть, как подобные объекты кладут под гроб, в
гроб и навешивают на сам крест. Необходимо еще заметить, что самих «рушников»
очень много: их композиция разнится от области к области. Например, на одном
можно найти композицию из цветов, на другом – некоторую солярную орнаментику.
Понятное дело, что одного какого-то общепризнанного канона реально не
существует.
Возвращаясь к «рушнику», необходимо заметить, что свой старый сакральный
смысл он уже давно потерял – и стал своего рода культурным пережитком. Подобной
вещью не вытирают лицо и не используют ее напрямую в быту, поскольку функция у
нее совершенно иная. Если отбросить различные культурологические интерпретации
этого объекта, которых можно начитаться в разных исследованиях на эту тему,
и рассмотреть предмет феноменологически, то можно усмотреть центральный смысл «рушника»
– в символе рода, а если в парадигме нынешнего времени – то в символе семьи,
которая может проецироваться в абстрактные области, как то «Батьківщина» и «ненька
Україна». В коллективном бессознательном украинца подобные вещи ассоциируются
именно с домом, а точнее – с экзистенциальным чувством дома. Как было указано
выше, эта вещь применялась в похоронных ритуалах, особенно часто её вешали
поверх креста или привязывали к его центральному основанию, когда везли
покойника на кладбище.
Поэтому удивительным является тот факт, что в Мериде, в крупнейшем музее
майя на планете, был обнаружен подобный объект, очень напоминающий украинский –
да еще и висящим на кресте, что не может не вызывать вопросов. Во-первых, сразу
же хочется узнать, что он делает на самом
кресте: просто ли его туда повесили или же он там висит с какой-то целью? Если
с целью, то с какой? Какой смысл вкладывали майя в подобное сочетание?
Однако подобный «рушник»
– это не единственное, что удалось обнаружить. Следует обратить также внимание
на еще один интересный объект, который удалось заметить исследователям из
«Экспедиционного корпуса». Этим объектом является дева, окруженная ангелами,
словно на картинах классиков Возрождения. Её одежда волей-неволей по своей
структуре напоминает… украинский традиционный женский костюм!
Украинский костюм в этом плане трудно перепутать с каким-либо другим,
поскольку ему присущи свои личные «антеистические» черты. Антеизм – это не что
иное, как особая «народная философия», во многом анти-рациональная, которая
проявляет себя в виде неразрывного мистического единства с природой и чувством
родной земли. По своей сути, это тот
мистический пантеизм, который был присущ поэтам эпохи Романтизма. Достаточно
открыть классиков украинской литературы или живописи, чтобы увидеть эти мотивы
в их произведениях. И даже многие поздние украинские творцы продолжали нести в
себе этот общий культурный код. Достаточно привести для примера знаменитые
строки из стиха Тараса Шевченко «Садок вишневий…»:
Садок вишневий коло хати,
Хрущі над вишнями гудуть…
Какая невероятная отрешенность в образе! Можно привести еще один пример из
украинской народной песни «Туман яром», где также можно проследить эту почти
дзен-буддистскую отрешенность в природе:
Туман яром, туман яром,
Туман і горою;
Сніжок
випав білесенький
Да й взявся водою.
Подобные образы могут сравниться разве что с японскими хайку. Для примера
можно привести стих Мацуо Басё «Старый пруд», который передает точно
аналогичную картину, точно такую же отрешенность в природном начале, которая по
странному стечению обстоятельств еще помимо украинцев присуща и японцам:
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
Итак, возвращаясь к народному костюму, необходимо заметить, что украинский
народный женский костюм несет в себе эту зачарованность природой и такую же
лёгкость, позитивность, почти невинность, которая присуща украинской природе
весной. И это несмотря на многострадальную душу! Любой человек, который хоть
раз видел украинский костюм, не мог не заметить этого эмоционального оттенка,
этой игривости и легкости, которые в нем скрыты.
И не менее удивительным
является тот факт, что костюм майя, если внимательно в него всмотреться –
передает похожий оттенок эмоций, в нем тоже чувствуется эмоциональная
погруженность в природное начало, в нем ощущается та же игривость, та же
легкость и невинность. Он очень «воздушный» и усеян точно такими же
улыбающимися цветами, за улыбкой которых скрывается печаль. Ведь майя в свое
время досталось от завоевателей не меньше, чем украинцам от своих. И всегда,
когда всматриваешься в предметы этого народа – неволей там находишь для себя
связь с чем-то украинским.
Данные аналогии требуют от человека всё новых и
новых рефлексий над увиденным, поскольку очень сложно проследить хоть
какую-либо связь между культурными артефактами, которые находятся так далеко
друг от друга, но которые при этом очень схожи по структуре и передают один и
тот же оттенок эмоций. Осмысливая данные аналогии – каждый может прийти к
выводам, которые будут понятны только ему одному. Одни скажут, что эти вещи
вообще не похожи, другие – что похожи. Поле интерпретаций довольно обширно и
здесь есть что пахать. Главное – не истощить почву нелепыми интерпретациями.
Резюме
Итак, поныне множество исследователей не могут понять, каким образом некоторые
культурные явления, удалённые географически друг от друга, могут быть связаны.
Существует множество теорий, гипотез – но они пока ничего не проясняют кроме
того, что существуют какие-то странные совпадения, которые всем хочется
объяснить. И в этом контексте новые артефакты, которые были обнаружены
исследователями из «Экспедиционного корпуса» во главе с Олегом Викторовичем
Мальцевым – предоставляют нам очередную порцию вопросов.
Непонятно, каким образом так получилось, что эти вещи связаны между собой.
Любой человек, взглянувший на эти фотографии, мог бы с легкостью перепутать
народную одежду майя с традиционной одеждой украинцев. Неясно, как так вышло,
что все эти вещи так схожи между собой и передают в какой-то степени общую
эмоцию и общие представления о мире и о месте человека в нем? И чем дальше
углубляешься в эту проблему – тем больше возникает вопросов.
В этом и заключается основной парадокс научного познания, когда ответ на
загадку порождает множество новых вопросов. В этом плане наука напоминает алхимического
змея Уробороса, бесконечно кусающего свой хвост.
Но лучше кусать хвост,
чем кусать локти.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.