Откуда взялся терроризм? Конечно же, чокнутые террористы убивают всех подряд! С ними надо воевать. Укреплять режим, усиливать патриотизм. Не верьте, когда вам говорят о праве угнетенных на восстание.
Почему популярные программы, фильмы, книги и музыка стоят немыслимых денег, а их свободное копирование клеймится как воровство? Конечно, надо платить за авторское право, чтобы нас радовали новинками! Не принимайте всерьез, когда говорят, что господь шесть дней создавал мир, а на седьмой продал авторские права дьяволу и с тех пор пропивает талант. Не верьте, что ваши деньги тратятся на навязчивую рекламу примитивных продуктов, вредной моды и дутой популярности.
Неужели климат меняется? Конечно, это глобальное потепление из-за жадности бизнеса, который выпускает парниковые газы в погоне за жирными прибылями! Атмосфера становится прозрачной, солнце топит ледники, повышается уровень океана. Объединенным нациям надо придушить бизнес экологическими налогами, иначе все погибнем во всемирном потопе. Не верьте, что с этих налогов платятся гранты ученым, запугивающим нас глобальным потеплением.
В чем смысл жизни человека? Плодитесь и размножайтесь, работайте, потребляйте, воюйте, подражайте знаменитостям! Не верьте тем, кто предлагает придумывать себе смысл жизни, словно его уже не придумали за вас.
А что делать с любовью и ненавистью, богатством и бедностью, честностью и обманом, силой и слабостью, сочувствием и безразличием? Только не выдумывайте! Никакой самодеятельности! Вам все скажут в свое время…
На множество важных вопросов мы слышим противоречивые ответы, в которых много обмана и недомолвок. Информативные и хорошо обоснованные ответы, прозорливые гипотезы, многовариантные советы и предостережения – к сожалению, большая редкость. И еще хорошо, если на вопрос вообще отвечают, а не советуют сидеть тихо в своей родоплеменной семье, рабовладельческой корпорации, феодальном государстве или еще какой-то нише потребителей всевластного капитализма.
Родители и старшие, рекламисты и пропагандисты, учителя и лекторы, мастера и тренеры, эксперты и законодатели – все знающие люди вместо ответов на наши вопросы зачастую пытаются просто внушить нам свой авторитет, заставить слушаться их не думая, без «лишних» вопросов.
Покорность обещает комфорт, но рано или поздно бездумное послушание приводит к большим трагедиям из-за неспособности на своем опыте отличить хорошие указания от плохих, неподготовленности к самостоятельному принятию сложных решений.
Непослушание обещает новые возможности вопреки неизбежным страху и боли. Оно почти всегда заставляет делать неприятные открытия, которые, если не унывать и правильно использовать новые знания, помогают неплохо жить, не нуждаясь в чьих-то указаниях.
Но даже освобождаясь от зависимости, мы не освобождаемся от искушения поставить кого-то в зависимость от себя. Заставить других слушаться, пользуясь их незнанием. Ведь гораздо проще требовать покорности и наказывать за непослушание, чем строить доверительные отношения на основе взаимного понимания, откровенности, терпеливости, равенства и общего стремления к развитию каждого человека.
Проще твердить, что вы всегда правы, чем попытаться понять правоту других, в чем-то согласиться с ними, обменяться опытом, научить и научиться новому, договориться о совместных интересах и действиях.
В простоте этого греха секрет живучести монополии, предоставляющей привилегии одним за счет ущемления естественных прав других.
Но ведь права никуда не деваются. Они не перестают быть общедоступными оттого, что кому-то вздумалось твердить, будто пользоваться естественными правами человека можно только привилегированным лицам по особому разрешению. Даже если развернут террор против тех, кто пользуется своими правами без разрешения, все равно правами будут пользоваться без разрешения.
Никакая персона при всем желании не может предотвратить сбор и распространение информации о себе и копирование своего творчества. Лидеры общественного мнения не могут оградить общество от альтернативных мнений и сведений. Учителя не могут заставить учеников думать под диктовку и не приобретать своего опыта, не обмениваться опытом между собой. Мастера не могут запретить всем заниматься теми технологиями, которыми занимаются они – иногда делая что-то даже лучше их. Законодатели, сколько бы законов ни написали, не отменят неписаный – или, скорее, записанный в каждой человеческой душе – закон природы, который заключается в том, что никакая норма, культура, мораль, никакие ценности не могут быть безальтернативными, лишающими человека выбора. Потому что нормы относительны, привязаны к одному из бесчисленных мировоззрений человека. А вот человек по природе абсолютен.
Например, каждый человек имеет естественное право без специальных разрешений заниматься в любой сфере сначала простой общедоступной деятельностью, а со временем, набираясь знаний и опыта, брать на себя ответственность за выполнение все более сложных задач, требующих высокого мастерства и предшествующей истории успехов. Каждая попытка самозванных элит монополизировать разные сферы человеческой деятельности провалилась в исторической перспективе. Закрытые цеха с жесткой иерархией и династиями воспитанников собственных университетов, славящиеся непомерными аппетитами и агрессивно нетерпимым высокомерием «профессионалов», всегда теснили честные самозванцы – люди, которые не скрывали, что начинают свое дело с нуля, объективно оценивали свои возможности, делились опытом и набирались мастерства, видя, что их усилия востребованы, что монополия всем осточертела.
Так или иначе человек реализует свои естественные права, то есть согласовывает желаемое с возможным вопреки всем препятствиям. Утаить это в узком элитном круге не получится: все тайное рано или поздно становится явным. Все мистические привилегии, слава и власть рушатся, когда они мешают людям быть собой. Рушатся все претензии на монополию: персональную ли, авторскую, информационную, образовательную, профессиональную, технологическую, нормативную, экономическую, культурную или цивилизационную.
Мы живем в мире прагматики, верховенства экономических соображений. В этом мире мысль человека угнетена системным принуждением к потреблению и к жестокой конкуренции за большее потребление.
Казалось бы, странно, что мы слышим на каждом шагу: будущее – за постиндустриальной инновационной экономикой знаний.
Как жертвы тирании, мечтающие о свободе, мы даже склонны разделять мечту сильных мира сего об экономике знаний, не разбираясь в смысле этой мечты. Хотя она имеет вполне конкретную, почти нескрываемую цель: монополизировать знания, использовать силу знаний для захвата власти над каждым человеком. Лишить всех людей, кроме привилегированной элиты, доступа к знаниям обо всей полноте естественных прав человека.
Смысл мечты об экономике знаний заключается в том, что человечество должно быть зависимым от шаблонных знаний о безальтернативном образе жизни под властью привилегированной элиты, от массового производства и потребления товаров и услуг, включая организацию конфликтов.
Но монополизировать знания невозможно. Человек, вооруженный знаниями, самодостаточен и подает пример самодостаточности другим людям. Его опыт персональной автономии разрушителен для монополий. Знающий человек успешно преодолевает известные попытки манипулировать им, а творческий подход позволяет бороться и с новыми формами манипуляций.
Зная о крахе многих монополий, мы стремимся к новым знаниям. Никакая монополия не в силах подавить свободу человеческого разума, руководствующегося доброй волей, любопытством и изобретательностью.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.