Древняя Спарта. Греческая демократия и рабство
Как сказал один
классик: «В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в
процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений».
Тоже самое можно
сказать и о формах организации человеческого общества в греческих полисах.
Здесь существовали и различные демократические системы, отличающие степенью
участия граждан в общественной жизни, и тирании, и правления олигархов.
Особо следует
сказать об уникальной организации общества, которая сложилась в Спарте (иначе
Лакедемон). Наверное, многие знают значение слова «спартанец»? (Хотя после
«реформ» в нашем образовании - в этом не уверен). Спартанец – человек,
отказывающийся от удобств и роскоши, довольствующийся самым необходимым.
Основателями
Спарты были дорийцы – одно из греческих племён, которое попало в кризисную
ситуацию из-за нехватки земли и перенаселённости. Они нашли выход в расширении
своей территории за счёт ближайших соседей. Борьба завершилась порабощением
соседнего, тоже греческого населения, относящегося к племени ахейцев. Вся
захваченная земля была поделена на приблизительно равные наделы, которые были
розданы соответствующему числу спартиатов
– полноправных граждан Спарты.
Покорённое
население было прикреплено к земле в качестве государственных рабов, которые
назывались илотами. Подневольный труд
илотов избавлял спартиатов от необходимости добывать себе пропитание и оставлял
им максимум времени для занятий государственными делами и совершенствования в
военном ремесле.
Последнее было
тем более необходимо, что в Спарте была нарушена основная заповедь
рабовладельческой экономики, сформулированная впоследствии Аристотелем:
избегать скопления больших масс рабов одного этнического происхождения. Удержать
илотов, относящихся к одному этносу, в подчинении можно было только с помощью
систематического беспощадного террора.
Постоянная
угроза илотского мятежа требовала максимальной сплоченности и организованности
спартиатов. С этой целью в Спарте была проведена серия реформ, которая вошла в
историю под именем полулегендарного законодателя Ликурга. Эти реформы в
короткий срок до неузнаваемости изменили облик спартанского государства,
превратив его в военный лагерь, все обитатели которого были подчинены
казарменной дисциплине.
В законах
Ликурга было предусмотрено всё, вплоть до мельчайших деталей, таких как покрой
одежды и форма бороды и усов, которые дозволялось носить гражданам Спарты.
Закон строжайше обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей, как только
им исполнится семь лет, в специальные лагеря – агелы (буквально – «стадо»), где их подвергали зверской муштре,
воспитывали в подрастающем поколении выносливость, хитрость, жестокость, умение
приказывать и повиноваться и другие качества, необходимые «настоящему спартанцу».
Взрослые
спартанцы в общеобязательном порядке посещали совместные трапезы – сисситии, ежемесячно выделяя на их
устройство определённое количество продуктов. В руках правящей верхушки
спартанского государства сисситии и агелы были действенным средством контроля
за поведением и настроениями рядовых граждан.
Все полноправные
граждане Спарты официально именовались «равными». И это были не пустые слова. В Спарте на протяжении почти двух
столетий действовала целая система мер, направленная на то, чтобы свести к
минимуму любые возможности личного обогащения и тем самым приостановить рост
имущественного неравенства среди спартиатов.
Торговля и
ремесло считались в Спарте занятиями, позорящими гражданина. Ими могли
заниматься лишь периеки (буквально -
«живущие вокруг»), неполноправное население небольших городков, разбросанных на
некотором удалении от самой Спарты.
Спартанскому
правительству удалось сплотить граждан перед лицом порабощённых, но постоянно
готовых к возмущению илотов. Сыграла свою роль и постоянная военная тренировка,
которой спартанцы занимались всю жизнь. Знаменитая спартанская фаланга долгое
время не знала себе равных на полях сражений и заслуженно пользовалась славой
непобедимой.
Спарта сумела
установить свою гегемонию над большей частью Пелопоннеса и попыталась
распространить ее также на всю остальную Грецию. Однако великодержавные
претензии Спарты опирались лишь на её военную силу. В экономическом и
культурном отношении она сильно отставала от других греческих государств. В
условиях военно-полицейского режима, доведенного до абсурда, Спарта не дала ни
одного значительного поэта, философа, оратора, учёного. Полный застой в
социально-экономической и политической жизни и крайнее духовное оскудение –
такой ценой пришлось расплачиваться спартанцам за свое господство над илотами. Замкнувшаяся
в себе, отгородившаяся от внешнего мира глухой стеной вражды и недоверия,
Спарта постепенно становится главным очагом политической реакции на территории
Греции, опорой всех врагов демократии.
Следует сказать
об отношении греческой демократии к рабству. В существовании рабства греки не
видели какого-либо противоречия с их демократическим устройством. В результате
реформ знаменитого законодателя Солона в Греции было запрещено обращение в
рабство соотечественников. Все рабы в Греции были иноземцами. Рабский труд
давал грекам достаточно времени для досуга, занятия политической жизнью,
спортом, философией, искусством. Греки, даже такие великие как Аристотель, не
сомневались в справедливости и полезности рабства. Для них рабы - варвары были
породой людей, тело которых пригодно к труду, а разум годится только на то,
чтобы понимать приказания. Деление общества на рабов и свободных, по мнению
Аристотеля, естественно, ибо они неравны «по своей природе».
Сейчас вдруг
вспомнили, что многие отцы - основатели такого «образца демократии», как
Соединенные Штаты Америки были рабовладельцами. Надо полагать, что их точка
зрения на рабов и свободных не многим отличалась от взглядов Аристотеля.
(Продолжение следует)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.