Санкции 2.0: очередь Порошенко

24 лютого 2021, 19:37
Власник сторінки
Народный депутат ВР Украины, фракция «Слуга народа»
0
5494

Продолжение будет.

Введенные Президентом Владимиром Зеленским санкции против телеканалов Виктора Медведчука и последовавшая за ними национализация дизельпровода одиозного политика – давно назревшие шаги, отвечающие требованиям национальной безопасности и запросам украинского общества. Более того, санкции вызвали эффект разорвавшейся бомбы в публичной плоскости. В то же время данные решения далеко не новые. Большая их часть базируется на постановлении Верховной Рады 2018 по поводу телеканалов Медведчука и решении СНБО по поводу части нефтепровода «Самара – Западное направление» от 2015.

Сначала о телевидении. В октябре 2018 парламент принял постановление «Об одобрении предложений по применению персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) к телеканалам «112 Украина» и NewsONE». ZIK тогда еще Медведчуку не принадлежал. Постановлением депутаты поручали СНБО запустить санкционный процесс. «За» проголосовало 229 депутатов, в основном из коалиции БПП и «Народного фронта». Кстати, поддерживающий сейчас введение санкций против Медведчука Сергей Лещенко тогда, будучи нардепом от БПП, за них не голосовал, а его коллега по фракции Мустафа Найем воздержался.

На голосовании в Раде этот процесс и остановился. Президент Петр Порошенко поручил СБУ разобраться с этим вопросом. Никаких дальнейших шагов СНБО не предпринял. Порошенко объяснил такое ничегонеделание политической ситуацией. Дескать, на носу президентская гонка и «закрытие каналов накануне выборов создало бы фундаментальную проблему с их признанием как честных и прозрачных». Реальная причина в другом. Продвигаемый Медведчуком кандидат в президенты от ОппоЗаЖ Юрий Бойко был для Петра Алексеевича более удобным противником на выборах, чем непонятный Зеленский. А без медийной поддержки телеканалов его было бы проблематично вывести во второй тур выборов. Хотя, как показала практика, и с ними тоже.

С решением СНБО в 2015 по национализации участка трубопровода «Самара-Западное направление» (который дизельпровод «Прикарпатзападтранс») ситуация еще более странная. Украина безрезультатно пыталась его отсудить еще с 1995. Позже иск о национализации этого трубопровода был инициирован Генпрокуратурой после Оранжевой революции, в 2005. Потом об этом забыли и 10 лет нефтепроводом пользовалась российская «Транснефть». Весной 2015 трубопроводом заинтересовался глава парламентского комитета по вопросам нацбезопасности Сергей Пашинский и начал строчить письма в МВД, Генпрокуратуру, СБУ, СНБО, на имя премьер-министра Арсения Яценюка и в другие ведомства с просьбами «не допустить потери стратегически важного для Украины объекта».

Промежуточным итогом этой истории стало решение СНБО в мае 2015: «определить центральный орган исполнительной власти, ответственный за сохранение и эксплуатацию части нефтепродуктопроводов Самара - Западное направление… и принять меры по обеспечению защиты экономических интересов государства». Орган так и не определили, и финалом стала продажа нефтепровода в 2016 российской «Транснефтью» швейцарской компании International Trading Partners, за которой стоял Медведчук.

В принципе, если посмотреть на решение СНБО от 6 мая 2015, то оно к госбезопасности имело весьма отдаленное отношение и касалось отопительного сезона и гарантированного обеспечения потребителей энергоносителями. В тексте сплошные «опрацювати», «вжити заходів», «забезпечити контроль» и т. д. Больше похоже на попытку Порошенко порулить экономикой в обход Кабмина, точнее, Арсения Яценюка и «Народного фронта», трещина в отношениях которого с президентской БПП тогда уже наметилась. Исходя из этой логики, вопрос дизельпровода «Прикарпатзападтранс» тоже был чисто хозяйственным: подвинуть россиян и, главное, «Народный фронт» и отдать актив понятному человеку, который будет делиться доходами. Если учитывать, что в политику Порошенко привел Медведчук со своей СДПУ (о) еще в 1998, то вопрос, каким образом он оказался собственником стратегического объекта, отпадает сам собой.

Возникает другой вопрос. Госслужащие, «продинамившие» решения Верховной Рады и СНБО, являются соучастниками процесса и должны попасть под санкции наряду с Медведчуком и другими. В первую очередь это касается занимавших в то время должности: Президента – Порошенко, премьера – Яценюка и главы СБУ – Василия Грицака. Пойдет ли Зеленский по такому пути? По крайней мере, это было бы логично. Сказав «а», надо говорить «б». И Президент Зеленский закончит этот «алфавит», так как вопрос ответственности старых элит перед нашей страной уже давно стоит очень остро. Когда, если не сейчас?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.