Рюриковичи на родине предков, немецкий профессор Иоганна и еврей

29 листопада 2020, 22:09
Власник сторінки
0
Рюриковичи на родине предков, немецкий профессор Иоганна и еврей
На фото - Хедебю, реконструированные жилища викингов, снимок Wikitour, wikimedia.org

Русь и евреи. Викинги в каганате

Исторический роман. Пятьдесят девятая глава 

Автор - Валерий Мясников  

Начало двадцатого века от Рождества Христова 

После посещения шведского острова Готланд Андрей и Анастасия Вяземские отправились на пароходе в германский Киль. В город они прибыли дней на десять раньше Кильской недели, одного из важнейшее событий в мире парусного спорта и одновременно большого летнего праздника на севере Германии. Неделя парусного спорта проводилась и проводится в Киле ежегодно в последнюю неделю июня. Прибыв в город, князь и княгиня ещё не решили останутся ли они на регату, поскольку с одной стороны, это бы увеличило и без того их продолжительное путешествие в Европу, однако с другой они не прочь были побывать на большом празднике.

Пока же Андрей и Анастасия решили встретиться с немецким историком Иоганной Месторф, которой шёл уже восьмой десяток. Более пятидесяти лет назад она уезжала гувернанткой в Швецию в семью графа Пипера, где учила скандинавские языки, что весьма помогло ей впоследствии. Позже она жила со своим братом Харро в Гамбурге, где с 1867 года работала секретарём по иностранной корреспонденции. В процессе этой своей работы Иоганна занималась самообразованием в области археологии.

С 1863 года она переводила археологические труды скандинавских авторов на немецкий язык, эти переводы имели большое влияние на развитие данной тематики в Германии. Иоганна также в 1860-х годах начала писать свои труды, статьи и очерки по теме этнографии и археологии, а также читать лекции по скандинавской мифологии. Областью её интересов стала первобытная история Шлезвиг-Гольштейна.

В 1868 году Иоганна получила почётную должность в Кильском музее, а в 1891 году стала его директором, она была первой женщиной-директором музея в Германии. В музее Иоганна отвечала за коллекции доисторических времён и древней истории. Спустя восемь лет она стала одной из первых женщин-профессоров Германии.

Иоганна к началу двадцатого века от Рождества Христова внесла и продолжала вносить весомый вклад в исследование Хедебю (Хайтхабу, немецкое Haithabu, датское Hedeby, древнеисландское Heiðabýr - от heiðr = пустошь, и býr = поселение, двор) - важнейшего торгового центра датских викингов, расположенного в глубине фьорда Балтийского моря Шлей, на пересечении торговых путей из Балтики в Северное море (здесь суда перетаскивались волоком, чтобы не плыть в обход Дании) и из Империи Каролингов в Данию - Воловий (Оксенвег) или Войсковой путь (Хервег). Ныне это были северные земли Германской империи.

Местоф в 1900 году организовала первые исследования городища Хедебю, подтвердив правоту датского археолога Софуса Мюллера, который тремя годами ранее осматривал Хедебю и заявил, что остатки поселения викингов находятся на месте полукруглого вала. К нынешнему дню раскопки продолжались уже не один сезон.

В Хедебю жило немало Скьёльдунгов, в том числе Рорик Ютландский (Рюрик Русский) и Андрею с Анастасией хотелось узнать о поселении викингов побольше, а также побывать на раскопках, которые были чуть менее, чем в пятидесяти километрах от Киля. К разочарованию Вяземских в музее в Киле они узнали, что Иоганны сейчас нет в городе, правда, она была недалеко, на раскопках в Хедебю, но если сейчас ехать на раскопки, то Рюриковичи оказывались как бы на перепутье. Они хотели осмотреть и Киль, и Хедебю, и находившийся рядом с Хедебю Шлезвиг, и поплавать по Шлей - узкой и длинной фиордообразной бухте Балтийского моря на берегах которой были и Хедебю и Шлезвиг. При этом Андрей и Анастасия ранее не исключали, что, выехав из Киля в Хедебю, они в германский порт на этот раз уже не вернуться, однако то, что была ныне на раскопках в Хедебю заставляло Вяземских корректировать их предварительные намерения.

Осмотрев экспозицию музея, Рюриковичи решились пройтись по Килю и подумать о том, как им быть далее. Вскоре они к некоторому своему удивлению увидели среди прогуливающихся по улицам немецкого города еврея Льва Бродского. Андрей и Анастасия были знакомы с ним, однако общаться с еврейским миллионером у них не было никакого желания, поэтому Вяземские постарались не попадаться ему на глаза, что было возможно, поскольку Бродский пока их не заметил.

- Что он здесь делает? Приехал на регату? Проплыл по Кильскому каналу? Решил посетить место рождения императора Петра III? – полушутя спросила Настя.

- Будет смешно, если Иоганна нам расскажет о том, что еврей встречался с ней и расспрашивал о Хедебю, в том числе о Скьёльдунгах, - ответил ей муж.

Анастасия улыбнулась, сказав:

- Может быть ты всё-таки перебарщиваешь, Андрей?

В музее Рюриковичи узнали, что Месторф собирается пробыть в Хедебю ещё немало времени и в Киль пока не собирается, так что князь и княгиня стали меньше опасаться разминутся с ней по дороге. Побродив по немецкому городу, Вяземские решили, что стоит сначала поехать в Хедебю, Киль красив, но в город викингов Андрея тянул зов предков.

Добравшись до Шлезвига и разместившись в одной из гостиниц города, Рюриковичи оправились на раскопки Хедебю, где они и встретились с Иоганной. О встрече с Вяземскими профессора просил один из её давних знакомых из шведских аристократов, с которым был хорошо знаком Андрей. Месторф встретила гостей радушно и провела по раскопкам, рассказывая об их ходе, разговаривали на немецком, которым князь и княгиня неплохо владели. Рюриковичи внимательно слушали и задавали вопросы. Иоганна как могла отвечала, хотя ей было не просто, ведь раскопки больше ставили вопросов, чем давали ответов. В какой-то момент историк сама решила задать вопрос.

- Андрей, скажите, каково это быть на том месте, где более тысячи лет назад жили ваши предки? – спросила немка.

- Иоганна, мне доводилось и ранее бывать в таких местах, где более тысячи лет назад жили мои предки, в той же Ладоге и на Рюриковом городище, но здесь ощущения несколько иные. Мы в Ютландии, здесь мои предки жили до того, как пришли на Русь. Возможно, что мне нужно какое-то время, чтобы адекватно сказать о своих ощущениях. Однако уже и сейчас могу сказать, что меня теперь Хедебю будет тянуть к себе, могу сказать и то, что я очень благодарен вам за вашу работу, - ответил Вяземский.

Вскоре хозяйка и гости завершили свою первую беседу, договорившись вечером встретиться в одном из ресторанов Шлезвига.

В главе использованы материалы Википедии

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.