Каган и еврей

02 серпня 2020, 23:43
Власник сторінки
0
Каган и еврей
На фото – река Кубань, снимок журнала «Сезоны года»

Русь и иудеи. Викинги в каганате

Исторический роман. Сорок вторая глава

Автор - Валерий Мясников

Сороковые годы восьмого века от Рождества Христова  

Каган Вирхор и богатейший еврейский купец Хорезма Моисей, полулёжа на коврах и подушках, пили дорогое критское вино в походном шатре главы Хазарского государства на берегу Кубани, примерно в пяти днях пути для всадника от Фанагории. Налегать на вино, а не другие напитки, предложил радушный, по крайней мере внешне радушный хозяин, и иудей вынужден был согласиться.

Еврей был примерно на десять лет старше кагана, которому было чуть более пятидесяти, купец не был склонен к полноте, Вирхор же был и вовсе худощав. Их разговор явно не клеился, впрочем, Моисей и не ожидал другого. Иудей пытался склонить кагана к оказанию военной помощи евреям в Фанагории и в Таматархе, которые были под ударом викингов, а может быть города уже и пали, но на все просьбы купца Вирхор отвечал примерно в том ключе, что он бы и рад, но у него пока нет достаточного количества войск под рукой, а идти с небольшими силами гарцевать на лошади перед драккарами руси не имеет никакого смысла.

- Господин, когда тенгрианская знать приведёт достаточное число всадников, чтобы можно было помочь осаждённым в городах? - вновь спросил еврей.

Вирхор сделал глоток вина из своей чаши, а затем ответил:

- Моисей, ты умный человек, давай говорить откровенно, тенгрианцы, что обычные воины, что знать не рвутся помогать иудеям, поэтому сбор войск и идёт медленно. Ты это хотел от меня услышать?

Купец также отхлебнул вина из чаши. До встречи с каганом еврей встречался с женой иудейского бека Сабриэля Серах, за сына которого вышла замуж внучка Моисея. Походный шатёр еврейки и палатки её окружения находились недалеко от шатра Вирхора. Серах, не скрывая свой гнев на кагана, сказала купцу из Хорезма, что вряд ли ему удастся сподвигнуть тенгрианца на помощь евреям из Фанагории и Таматархе, но попробовать стоит. Сейчас же, разговаривая с Вирхором, Моисей не был уверен, что и пытаться стоило. Иудейка сама ранее неоднократно поднимала перед каганом вопрос о броске к атакуемым евреям, но каждый раз получала ответы, что достаточных сил пока нет.

- Господин, не буду говорить о простых воинах, но разве у тенгрианской знати не появляются предположения о том, что их отказ от защиты иудеев может привести к новому давлению власти Арабского халифата на каганат? Тенгринская знать ведь отлично знает о политической близости влиятельных евреев и власти халифата? - продолжил беседу купец.

Каган немного помолчал, а затем ответил:

- Хазары, и не только знать, а и многие простолюдины неплохо осведомлены о том, что, например, в Мервском оазисе, с жителями которого ты активно  торгуешь, многие недовольны правящими в Арабском халифате Омейядами, а поскольку у халифата много проблем и в других землях, и даже в Сирии, то, вполне возможно, что одна искра в Мерве приведёт к пожару во всём арабском государстве. Так что власти халифата ныне не до защиты интересов иудеев в каганате, не так ли Моисей?

Еврей попытался парировать почти мгновенно:

- Господин, бесспорно, что ты и тенгрианская знать хорошо осведомлены о положении дел в халифате, но и ты, и твоё окружение ведь хорошо понимаете, что проблемы арабов временны, пройдёт год, другой, пройдёт пять лет и халифат преодолеет кризис, что тогда будет делать тенгрианская знать?

Вирхор не стал отвечать Моисею быстро, он, не торопясь сделал ещё несколько глотков вина, съел небольшой кусок мяса и часть лепёшки, и лишь затем сказал:

- Хазары ведь не отказываются помогать иудеям в Фанагории и Таматархе, просто нам пока не удаётся собрать войска столь быстро, как хотят евреи, с другой стороны, мы не атакуем сейчас Арабский халифат, почему же его нынешней или будущей власти быть недовольными нами?

Говоря свои слова, каган старался смотреть в глаза купцу из Хорезма, тот не отводил взгляд, но весь его вид показывал, что ныне ответить иудею нечем. Моисей почувствовал, как на него мгновенно навалилась усталость, он прошёл по северной ветке Великого Шёлкового пути от Хорезма до почти Фанангории после значительного перерыва, прошёл ради того, чтобы показать маршрут и познакомить с влиятельными людьми на нём своего старшего внука, и вот сейчас трудности от пути, и главное – опасения за родственников – в связи с атакой викингов сказались. Теперь еврей решил последовать примеру кагана, сейчас он не спешил с ответом, выпив вина и отведав мяса с лепёшкой, и овощами, но как бы он не медлил, продолжить беседу пришлось.

- Господин, мне искренне жаль, что тенгрианцы и иудеи пока не могут воспринимать каганат, как нужный тем и другим, пока не могут помогать друг другу, - произнёс после немалой паузы купец.

Вирхор пожал плечами и ответил:

- А разве евреи вспоминают о том, что им нужны тенгрианцы не лишь тогда, когда без помощи хазар им не обойтись?

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.