Маниакальное желание вытравить грамотный русский язык и городскую культуру на территории, ныне зовущейся Украиной, присутствует уже более ста лет. И первым, кто попытался эту идею окультурить, был Вячеслав (Вацлав) Казимирович Липинский (1882-1931).
Несколько
поколений интеллигентов и тех, кто бы хотел, чтобы их таковыми считали,
стенают и ищут врагов, ненавидят и просятся в объятья всех возможных
соседей, придумывают и переписывают то, что они называют историей
Украины
Пожалуй, о состоянии этого вопроса можно сказать словами Никиты Хрущева,
что он «завяз в зубах, как дохлая крыса — и противно, и выплюнуть
не могут». Носители этой идеи — от Грушевского и до Вятровича, включая
большевиков Скрыпника и Затонского, — пытаются заставить местное
население полюбить свой продукт любыми доступными средствами.
Маниакальное желание вытравить грамотный русский язык и городскую
культуру на территории, ныне зовущейся Украиной, присутствует уже более
ста лет. И первым, кто попытался эту идею окультурить, был Вячеслав (Вацлав) Казимирович Липинский (1882-1931).
Куда бедному шляхтичу податься?
Вацек Липинский родился 17 (5) апреля 1882 г. в польской шляхетской
семье на Волыни. То есть на «кресах», где жили далеко не только поляки
и евреи, как, скажем, в Варшавской и Седлецкой губернии. Учился он
сначала дома, а потом в русских гимназиях. Аттестат получил, а вот
дальше…
Попробовал постигнуть агрономию в австрийском Кракове — потерял
интерес и стал самостоятельно осваивать гуманитарные науки, прошёл годичную службу в драгунском полку в Кременце. К возрасту,
когда надо начинать научную карьеру, он пришел имея жену и не имея
диплома. Попробовал систематизировать знания в Женеве — подвело
здоровье.
А определяться пора, тем более что на дворе 1907 год, на минуточку. А
это разгон Второй Думы, террор… И страстное желание высказаться. А
значит, нужно найти себе ту аудиторию, в которой бы ты был интересен
и не считался глупцом или профаном. Путей к ней было несколько.
Научную карьеру он уже миновал. Стало быть, нужно становиться
публицистом и общественным деятелем. Но по польской линии, как и
по русской, еще та конкуренция. Там хватает людей и с дипломами, и с
куда большими материальными возможностями. Так что сами понимаете,
сидеть в предбаннике и ждать, пока откроется дверь в парилку —
перспектива не слишком радужная.
Есть модные социалистические идеи. Там нужны люди и на анкету
не смотрят. Можно выбрать себе местечко от польской левицы до русских
эсеров. Но и тут всё сложно и прежде всего небезопасно. Еще в гимназии
заучил Вацлав строки русского поэта Некрасова:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника.
Чахотку и Сибирь.
А вот этого как раз и не надо! В профессиональные поляки, даже левые,
Вацлав уже не пошел, в «Бунд» — носом не вышел, а эсеры и эсдеки всех
оттенков красного — это во многом те же бундовцы, только не говорящие
между собой на идиш, да еще и прочая Psia krew там подобралась. Нужно
что-то другое.
А не податься ли в украинцы? Там не нужен ни диплом, ни бычье
здоровье, ни готовность пострадать всерьёз. Да и к тому же эти люди
будут не против того, чтобы у движения появилось цивилизовнное лицо,
чтобы русские и поляки, а тем более иностранцы воспринимали эту идею
не как чисто этнографическую. И Липинский начинает работать в этом
направлении — писать на украинскую тему.
Шляхта в центре внимания
В 1908 году он поселился на хуторе под Уманью, где написал
на польском языке труд «Шляхта на Украине» (1909). Там Липинский
обосновал решающую роль шляхты в процессе формирования украинской
государственности и призвал её бороться за возрождение Украины.
«И пусть нам не говорят, что мы, возвращаясь к своему народу, к своим
материнским корням, воюем с Польшей; ведь мы преодолеваем в себе
не польскость, а только свои польско-шляхетские пережитки, которые
сделали нас «колонистами» не только на этой нашей земле, а даже
в истории Польши; и в этом сбрасывании с себя дырявых исторических
лохмотьев мы идем на Польшу, собственно, правдивую», — писал он там.
В 1910 году переехал в Краков на австро-венгерскую территорию. В 1912
году вышел сборник его статей и исторических документов «Z dziejw
Ukrainy» («Из истории Украины») — своеобразный итог его исторических
исследований в ранний период творчества, куда вошли такие работы, как
«Название Русь и Украина и их историческое значение», «Станислав-Михаил
Кричевский», «Богдановым путём», «Документы Руины» и др. Автор посвятил
его «хлопоманам» — историку Владимиру Антоновичу, писателю Паулину
Свенцицкому и культуртрегеру Фадею Рыльскому.
Он не заставлял шляхту отказываться от культурных достижений
польского периода, а только призывал переходить на украинский язык,
создавать местную культуру, литературу, а уж потом на такой же уровень
возносить народ. И относительно этого он очень резко отличался от
«хлопоманов» и Антоновича. Общее же было у них от, что они всячески
пытались обойти вопросы религиозные.
В 1912 году Липинский выступил инициатором создания Украинского
информационного комитета, целью которого стала пропаганда за рубежом
идеи создания Украинского независимого государства. Таким образом, он
попытался ознакомить европейскую общественность с тем, о чем она
не догадывалась.
А еще он возжелал адаптировать идею самостийности так, чтобы она
не выглядела похожей на людоедские построения Михновского и в то же
время не допускала соглашательства с российской властью, причем — любой.
«В качестве политического цемента, спаивающего местных украинских
людей в борьбе за собственное государство, мы хотим иметь патриотизм —
любовь к общей Родине, а не Ваш социализм, ненависть местных бедных
к местным богатым, и не Ваш национализм — ненависть местных «украинцев»
к местным «не-украинцам»…
Только тогда, когда украинские государственники всех местных классов
и всех местных наций победят агентов, которых метрополии имеют
на Украине тоже во всех местных классах и всех местных нациях (также в
«нации Украинской»!) — сможет подняться Государство Украинское. И только
в Украинском Государстве, только в процессе сосуществования жителей
Украины на отделённой границами государственной территории может
образоваться из них Украинская Нация», — считал он.
Идеолог при гетмане
Так бы и оставались идеи Липинского чисто теоретическими
построениями, если бы в 1918 году на этот товар не нашелся купец. Им
стал русский генерал Павел Скоропадский, захвативший власть на фоне
несостоятельности Центральной Рады.
За гетманом стояли солидные фигуры, а не экзальтированные
интеллигенты. И им нужно было объяснение того, почему равенство
в бедности и перераспределение собственности не годятся молодому
государству. И что этому режиму вовсе не с руки плодить врагов
истеричной украинизацией и ксенофобской пропагандой, а нужно привлечь
к общему делу оставшихся на местах русских офицеров и чиновников,
а также рабочих.
Нет-нет, от насаждения мовы никто отказываться не собирался, но хотели гетманские власти делать это без хамства и надрыва.
«Национализм бывает двоякий: государствосозидательный
и государстворазрушительный — такой, что способствует государственной
жизни нации, и такой, что эту жизнь разъедает. Примером первого может
быть национализм английский; второго — национализм польский, украинский.
Первый национализм территориальный, второй — национализм
экстерриториальный и вероисповедальный. Первый называется патриотизмом,
второй — шовинизмом. Когда Вы хотите, чтобы было Украинское Государство,
вы должны быть патриотами, а не шовинистами. Что это значит?
Это значит, прежде всего, что Ваш национализм должен опираться
на любовь к своим землякам, а не ненависть к ним, за то, что они
не украинские националисты. Для Вас, например, должен быть ближе
украинский москвофил или полонофил (этот, как Вы его называете, малоросс
и русин), чем чужак, который Вам должен помочь освободиться от Москвы
или от Польши.
Вы должны все свое чувство и весь свой ум сосредоточить на том, чтобы
найти понимание, найти общий политический язык с местным москвофилом
или полонофилом — другими словами: сотворить с ними вместе на Украинской
Земле отдельное государство, а не на то, чтобы за пределами Украины
найти союзника, который бы помог вам уничтожить местных москвофилов
и полонофил», — писал Липинский в письме к полтавскому помещику Сергею
Шемету.
Но век режима Скоропадского был недолог, хамство и надрыв вернулись
вместе с Петлюрой и переросли в сплошной погром. Те, к кому обращался
Липинский, вынуждены были выбирать между белыми и красными
или эмигрировать вслед за Скоропадским.
В эмиграции Липинский продолжал вращаться в кругах недобитых
гетманцев. В 1926 году, за пять лет до кончины он для них написал
оригинальный труд «Письма к братьям-хлеборобам». В нём пан Вацлав
изложил консервативную версию украинства — идею построения «хлеборобской
державы» с гетманом во главе. В основе ее должен стоять «хлебороб»,
созданный «из останков хлеборобского дворянства и хлеборобского
крестьянства». Уже в те времена индустриализация подмывала эту базу,
а уж потом…
Современные идеи «аграрной сверхдержавы», выросшие из мыслей
Липинского, вообще не осуществить без насильственного сокращения
населения.
Липинский против национал-рагулизма
Идеи Вячеслава Липинского так и остались обязательной частью
всевозможных хрестоматий как пример человека, который «хоть и ошибался,
но был за Украину».
Победили мысли, высказанные не бывшим поляком Липинским, а бывшим
русским — Дмитрием Донцовым. Или то, что Вацлав Казимирович именовал
шовинизмом, который, по его мне нию, «всегда будет представлен типами
Донцовых и тому подобных озлобленных и эгоцентрических лиц, влюбленных
в себя людей, которые своей бессильной злобой все творческое,
жизнеспособное на Украине от Украины будут отгонять».
Чьи интересы отражает идеология украинства по Донцову, а затем и по
Бандере? Селянина, остановившегося перед городскими воротами и не
прошедшего фейс-контроль по причине неподобающего санитарного состояния.
Погибшее и депортированное довоенное население Галиции даже придумало
термин «рагуль» в честь того самого шлагбаума со сторожкой при въезде
в их мир. О чем он мечтает, стоя перед шлагбаумом или даже обойдя его
и проникнув в вожделенный полис?
Если вы думаете, что он хочет побыстрее принять баню и переодеться
в чистое, то глубоко ошибаетесь. Рагуль желает получить городскую
квартиру любой ценой. Причем, желательно, не заработав на нее и не взяв
кредит. А в квартире кто-то живет — «лях», «жид», «москаль» или просто
очкарик. Его надо оттуда выбросить и заселиться самому, а потом завезти
родню и посадить лук и редиску на месте цветочной клумбы.
Одного желания для этого мало. Значит нужно придумать оправдание
в виде национальной идеи. Для этого вполне подойдет книга Донцова
«Национализм». И на основании её положений можно убить, реквизировать…
Главное, что это идеологически правильно и за любые действия в том
направлении ничего не будет.
Ненависть и зависть к тем, кто уже обустроился в городе или живет там
из поколения в поколение — главные маркеры национал-рагулизма. А уж
когда носители украинства освоились на киевской территории и обзавелись
кое-каким статусом, то ведут себя, как персонаж актера Яковченко
из фильма «За двумя зайцами».
Окопавшись в столице или другом крупном городе, они считают себя
единственно правильными и не довольствуются шароварами и вышиванками
или возможностью просто работать и зарабатывать деньги. Они желают
заставить всех вокруг быть такими же или уничтожить.
И тем не менее. Далеко не все негорожане, не говоря уже о жителях
мегаполисов и райцентров, способны разделить такой подход к жизни.
Настоящая здоровая сельская идея — это то, что когда-то именовалось
«стиранием граней между городом и селом» — провести в дом воду и вывести
оттуда канализацию, топить газом, а не дровами. Продавать продукты
по достойным ценам, а не себе или покупателю в убыток. Чтобы добраться
до села можно было в любое время года… В общем, чтобы жить у себя дома
в достойных условиях. И там, где она побеждает, сельские и поселковые
советы действительно работают для своего избирателя, а их депутаты
и служащие не стремятся в Киев. Понравилась бы она Липинскому?
Безусловно, он был бы за это.
Неудивительно, что на Липинского любили ссылаться те, кто в нулевые
годы нашего века пытался создавать идеи небандеровского украинского
патриотизма. Близки к нему по духу были труды Дмитрия Табачника, цитаты
из «Писем к братьям-хлеборобам» украшали занавес за президиумом
на многих мероприятиях Партии регионов в пору ее расцвета. И музей
Липинского был открыт в 2011 году, во времена президентства Януковича.
Однако помогли ли Януковичу такие «ляхи» как Липинский? Практика
показала, что и в 1918 году и в 2014 на место солидных «хлеборобов»
липинских приходят «шовинисты» донцовы.
Украина.Ру
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.