Почему я не верю в досрочные парламентские выборы

16 березня 2019, 18:53
Власник сторінки
Адвокат
0
Почему я не верю в досрочные парламентские выборы

Гадание на калькуляторе.

Окружной админсуд Киева 6 марта обязал Верховную Раду предъявить состав правящей коалиции в подтверждение ее легитимности. Суд удовлетворил иск внефракционного нардепа Андрея Деркача, утверждающего, что коалиция бездействует, затягивает подачу кандидатур на пост министра здравоохранения, и вообще, скрывает тот факт, что ее давно нет.

Согласно статье 90 Конституции, если в правящей коалиции не набирается минимальное количество депутатов - 226 - нам опять светят досрочные парламентские выборы. Кто станет этим заниматься? Действующий президент Порошенко - сильно вряд ли. Разгон нынешней, пропрезидентской Верховной Рады - очевидно, это не то, что ему интересно. Но любому другому кандидату, который может его сменить, вряд ли понравится, что ПАП ушел, а “его” Рада осталась. Вспомним, как поступил сам Петр Порошенко с седьмым созывом ВР (объявил досрочные выборы).

Попробуем спрогнозировать, насколько реальны шансы перевыборов на основании статьи 90 Конституции - по причине отсутствия правящей коалиции. Нам понадобится Википедия, калькулятор и здравый смысл.

История правящей коалиции “Европейская Украина” - это смесь детектива, готического романа и хармсовского абсурда. Коалиция была создана 21 ноября 2014 года, через месяц после Выборов-2014. Уже через полгода ее покинули “Батьківщина”, блок Ляшка и “Самопоміч”. С тех самых пор не утихают требования предъявить доказательства, что парламентское большинство - все еще большинство. “Коалиции не хватает голосов для принятия законов”, “блеф и полная безответственность”, “Раду надо распускать” - восклицает Анатолий Гриценко на страницах “Зеркала недели” за апрель 2015 года. Март 2017-го - списки коалиции требует показать Тимошенко, а спикер Парубий говорит, что списков у него нет, и по закону, никто их составлять не обязан.

Однако - вот он, 2019. Скоро новые парламентские выборы. Рада все эти годы работала и приняла многие законы, в том числе - конфликтные и достаточно радикальные, которые обычно было “продавить” очень сложно. Пенсионная реформа, медреформа, урегулирование банковского кризиса, повышение ставки ренты на добывание газа, а также комплекс мер, связанных с рыночной ценой на газ для населения, который зарубежные эксперты называют “самым решительным шагом против коррупции в Украине”... Неудивительно, что “газовая принцесса” и господин с вилами выскочили из коалиции в начале 2015 - как раз перед голосованием этого непопулярного пакета по требованию МВФ.

Из всего этого я делаю два вывода:
* Опция роспуска парламента на основании отсутствия коалиции - это такой красивый флажок, которым может красиво помахать каждый желающий;
* Пропрезидентская часть ВР - да, дееспособна и может голосовать законы простым большинством. Конституционным большинством - тоже, о чем свидетельствуют недавние “евроатлантические” изменения в Конституцию.

Теперь займемся чистой арифметикой.

31 марта - запланирован первый тур президентских выборов.
21 апреля - второй тур президентских выборов (если ни один из кандидатов не победит в первом).
1 мая - крайний срок, когда ЦИК должна обнародовать результаты.
4 мая - крайний срок, когда объявляются финальные итоги выборов.
3 июня - крайний срок, когда новый президент должен принять присягу.
27 октября - парламентские выборы.
11 ноября - крайний срок для объявления результатов.
16 ноября - крайний срок объявления результатов.
16 декабря - крайний срок проведения первой сессии ВР девятого созыва и окончания полномочий предыдущего.

По Конституции, глава государства не может распустить парламент в последние полгода до выборов. Следовательно, у нового президента останется весьма символический коридорчик, когда он может объявить перевыборы - это период с 3 по 16 июня.

Продолжаем считать. Ответим на вопрос депутата Деркача: сколько же парламентариев в коалиции? Сегодняшняя “Европейская Украина” - это Блок Петра Порошенко (135) и Народный фронт (80). Вместе - 215 депутатов. Помимо того, в коалицию входят внефракционные. Наберется ли среди них недостающих 11 нардепов - мы не знаем, как и Парубий. Но давайте пофантазируем.

Мы имеем действительно лояльные к президенту Раду и Кабмин, а также договороспособные Верховный и Конституционный Суды. Здесь принимались законы в едином порыве за одну ночь, если на кону - инициатива команды Порошенко или его внешнеполитические договоренности. Такой Раде ничто не мешает изменить Конституцию, ввести военное положение, и теоретически - даже отправить на свалку истории само понятие правящей коалиции. И наконец, ничто ей не мешает еще до 3 июня сделать нас парламентской республикой, а президента Зе - представительской фигурой без бюджета, армии и внешней политики (учи английский, Вова).

А теперь представьте, что такая Верховная Рада вдруг даст себя распустить по одной простой причине - ах, не нашлось 11 депутатов для полного состава правящей коалиции! Вот ни с одним из них не удалось договориться, припугнуть, купить (это в стране, где только 40 процентов нардепов добросовестно ходит на работу). Serious? Ваша фантазия может это нарисовать? Моя - нет.

Я постарался ответить на вопрос, насколько вероятен лишний головняк и “слив” наших налогов в виде досрочных парламентских выборов. Не знаю, как вы, а я почти расслабился. Пойду съем пончик.




Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Выборы,адвокат
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.