Главный вопрос должен сводиться к тому, какая Конституция нужна Украине.
Томас Джефферсон, третий Президент США, говорил, что Конституция как документ должна действовать на протяжении 19 лет – то есть, в рамках активной жизни одного поколения. Каждое поколение должно писать свою Конституцию. Сейчас –по общепринятым мировым стандартам – поколение измеряется не 19-ю, а 25-ю годами. А это значит, что Украина – если она прислушается к словам мудрого адвоката и плантатора из Вирджинии – стоит на пороге заветов великого Джефферсона. Новому поколению украинцев необходима новая Конституция.
Конституция 1996 года была Конституцией становления государства. Ее писали те, кто основали независимую Украину. Писали, исходя из необходимости сбалансировать властные полномочия, интересы, закрепить в документе правила игры – поскольку не доверяли друг другу. Красные директора и бывшие коммунисты, комсомольцы, превратившиеся в банкиров, диссиденты-правозащитники, превратившиеся в националистов, КГБисты, ставшие респектабельными политиками – все они написали документ, который должен был закрепить их право на дележ пирога под названием «Украина».
К 2003 году стало очевидно: в Украине прошли серьезные сдвиги. Украина состоялась как государство. Прошел период первичного накопления капитала. Появились новые страты – олигархи, средний класс (их не было в 1996-м). Средний класс вообще единственный является носителем демократических ценностей – в 1996-м демократия была не более, чем лозунгом, который некому было подкрепить и закрепить. Именно в это время появилась идея конституционной реформы – которую сперва с треском провалили, а потом максимально извратили в декабре 2004-го.
Изменения, внесенные в Конституцию в 2004 году, писались буквально на коленке. Это была Конституция Страха и Алчности: одна группа политиков испытывала страх перед командой Ющенко, и требовала гарантий, вторая рвалась к власти и готова была подписаться под любыми документами, которые позволили бы ей есть в заветные кабинеты и начать пилить бюджет. Поэтому Конституция образца 2004 года содержит столько коллизий и противоречий – о стройности и практичности никто не думал.
Сегодня мы живем именно по этому варианту Конституции. Хотя время диктует новые задачи.
Украина изменилась. Прошли серьезные процессы. В 1936 году – через 19 лет после Октябрьской Революции – прямо по Джефферсону – в СССР была принята Сталинская Конституция. Главный аргумент: социализм победил, нам нужна Конституция победившего социализма. В конце 50-х Хрущев вынашивал планы новой Конституции. Но следующая была принята только в 1977 – Конституция уже не просто победившего, а развитого социализма. У нас сегодня уже прошел период становления государства. Теперь нам нужна Конституция развития государства.
В 2016 году появился
новый вариант Конституции: парламентская форма правления, функции Президента сведены к церемониальным, максимальная децентрализация, двухпалатный парламент, радикальное сокращение институтов власти – с передачей большинства функций в регионы. Тогда многие посчитали, что данное предложение – утопия. Сегодня все больше политиков склоняются именно к этой модели.
Признаться, я и сам сторонник перехода к итальянской модели – она наиболее приемлема для Украины: к перечисленному выше добавьте дифференцированный уровень интеграции регионов в общегосударственную систему при сохранении унитарного характера государства. Формирование украинского государства из различных лоскутов, со слабой привязкой друг к другу, с разницей в культурах и экономическом развитии весьма напоминает объединение Италии в середине XIX века. Политическая культура Италии тоже весьма схожа с нашей – правда, с отставанием в несколько десятилетий: мы вплотную подошли к эпохе «Красных бригад», Ложи П-2, убийства Альдо Моро и постоянных кризисов. И чтобы миновать их, нам нужен свой Андреотти, которого нету (слава Богу, своего Муссолини у нас тоже не было). Но при этом коллективный разум подталкивает к тому, чтобы использовать итальянский опыт и итальянскую модель в государственном строительстве Украины.
Я более чем уверен, что главным вопросом дня сегодняшнего должны стать не срочные/досрочные выборы, не рейтинги Президента, не создание антикоррупционного суда. Главный вопрос должен сводиться к тому, какая Конституция нужна Украине. Нам необходима общестрановая дискуссия по поводу профиля будущего государства. И по поводу сути Основного Закона. Это должен быть документ, который бы очень четко регламентировал целый ряд моментов – и не только разделение ветвей власти, но и разделение функций между государством и страной, сектором политики и сектором общественных инициатив. Чтобы покончить с «кашей», при которой политики лезут в те сферы, которые для них должны быть запретными – история, религия, язык…
Я верю, что у Украины будет новая Конституция. Ведь нынешняя уже столько раз извращена и использована не по назначению! И день 28 июня мы будем вспоминать как элемент истории – на моей памяти День Конституции праздновался 5 декабря, а потом – 7 октября, 28 июня… Будет и другая дата – день новой, более соответствующей времени Конституции. Которую напишет новое поколение украинцев.
Иногда стоит задуматься о мыслях Томаса Джефферсона. Он оставил очень много дельных советов и замечаний. И о государстве. И о парламенте как возможном коллективном диктаторе. И о Конституции…
Но в нашем информационном пространстве сегодня старина Томас менее актуален чем полумифический патриарший Томос, Джон Адамс забыт, и украинский политикум превратился в сплошную «семейку Адамсов», а Вашингтон как центр украинской политики более важен, чем Вашингтон как политический деятель и пример для подражания.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.