Ежегодно во второй половине лета политическая тусовка Украины начинает жить ожиданием политической осени, при этом запугивая народ рассказами о том, что «осень будет горячей», а «народ восстанет и све
Это все сопровождается устными иллюстрациями штурма Банковой, погромов центральных офисов, казней особо одиозных политиков и грабежей мирных киевлян. И чем ближе сентябрь, тем более сгущаются краски.
Накануне Дня Независимости основным «ужастиком» были рассказы о «путче Авакова»: мол, министр внутренних дел не просто подготовил военный переворот – он уже стянул к Киеву части полка «Азов» - особенно так называемых «однопроцентников» (которых считают настоящими отморозками). И что Аваков-де двинет эти отряды против Порошенко – с требованием отставки Гройсмана и создания правительства во главе с Турчиновым.
Правда, не совсем понятными остаются несколько моментов. Во-первых, я знаю только один государственный переворот, который был анонсирован ранее – это Великая Октябрьская социалистическая революция (как ее называли в советские времена). Товарищи Каменев и Зиновьев в газете «Новая жизнь» искренне рассказали о планах большевиков поднять в ближайшее время вооруженное восстание. Обычно же анонс переворотов осуществляется с целью оказания давления и шантажа – не более. Таким же шантажом была и запущенная информация о возможном союзе Авакова и Тимошенко. Юлия Владимировна очень хорошо знает цену своему бывшему соратнику и вряд ли пошла бы с ним на союзы – даже тактические или ситуативные. Во-вторых, зачем Турчинову сейчас премьерское кресло? Чтобы самодискредитироваться и взойти на политический костер? Ну так он вроде бы протестант по вероисповеданию, а «подвиги» Джироламо Савонаролы – это все же из разряда католической этики. Турчинов очень хорошо знает реальное состояние дел в Украинской экономике. Когда он говорит о том, что «мы сильны, как никогда» или о готовности противостоять любым вызовам – это скорее проповедь, чем политическая позиция. Больным ведь надо дать последнюю надежду? Но вряд ли пастор Турчинов готов стать хирургом Турчиновым (да-да, именно хирургом – терапия (даже шоковая) Украине уже не поможет).
Информация (похоже, правдоподобная) о том, что «стратегическая восьмерка» в окружении Порошенко достигла консенсуса по большинству вопросов относительно объединения в единую команду Блока Петра Порошенко и «Народного фронта» (с распределением ролей: Гройсман – премьер, Яценюк – глава Нацбанка и т.д.) показывает, что августовские маневры Авакова возымели действие. «Народный фронт», в рейтингах стремительно скатившийся к электоральной точке замерзания кислорода, спасен: весь этот паноптикум пашинских получит высочайшую политическую «крышу».
А под шумок вместо обещанного переворота Рада быстро и ударными темпами принимает законы – об образовании, о медицине и так далее, не особо вникая в их суть и откровенно вредительский характер. Главное же, что переворота не будет, правда? Как в анекдоте про мужчину, которому его беременная жена постоянно говорила: «Снился мне сон, что я родила негра с рогами!» - «Да ну, скажешь такое… Это просто сон». Через день – снова приснился негр с рогами. И так – все девять месяцев беременности. В роддоме мужчине говорят: «Поздравляем. Ваша жена родила… Но ребенок – чернокожий!» - «С рогами???» - «Нет» - «Фух! Слава Богу!».
Второй центр политической напряженности вырисовывается на праволиберальном фланге. Сторонники безусловной ориентации на США – Анатолий Гриценко, Валентин Наливайченко, эпигоны Михеила Саакашвили, а также так называемые «Еврооптимисты» (простите за выражение) – уже подготовили и запустили в люди манифест «движения совместных действий», в котором обещают в случае прихода к власти навести порядок и преобразить страну за 70 дней. Когда-то провести реформы за 500 дней и стабилизировать ситуацию в России за 100 дней обещал Григорий Явлинский. Но кто это помнит? Семьдесят дней – звучит круче! Хотя опять же: с историей у праволибералов не очень сложилось: семьдесят дней (а точнее – 72 дня) просуществовала Парижская Коммуна в 1871 году, оставив по себе не особо позитивный след. Но зато сколько реформ она попыталась воплотить!
Но – манифест опубликован, договоренности существуют, а Юлия Мостовая же написала свою статью для «Зеркала недели» - с главным тезисом: «Скоро будут политические перемены, но я не скажу, какие, и не спрашивайте, откуда я это знаю». Но поскольку любая статья госпожи Мостовой становится мини-сенсацией (вполне заслуженно, стоит сказать), то эта статья значит в идеологическом плане намного больше, чем любые манифесты (которые обычно не читаются).
Что объединяет всех этих политиков? Во-первых, катастрофически низкие рейтинги. Кроме Анатолия Гриценко, которому социологи пророчат прохождение в парламент в случае досрочных выборов, ни у Наливайченко, ни у команды Саакашвили, ни у «Еврооптимистов» шансов на самостоятельное прохождение в Раду нет. Но и Гриценко – под вопросом. Феномен Гриценко состоит в том, что он, демонстрируя высокие показатели перед выборами, обычно проигрывает на выборах. Проблема в отсутствии электорального ядра и эмоциональном (а не рациональном) характере выбора его избирателем. Кстати, эта же проблема – у Вадима Рабиновича с его «Лехаимом»: отсутствие электорального ядра.
Во-вторых, большинство из этих политиков живут по принципу «Заграница нам поможет». Основная надежда у них – не на внутренние силы, не на зрелость и готовность украинского народа, а на поддержку со стороны США. Тем более, что ситуация в Вашингтоне сложилась специфическая: нынешнее руководство Украины дискредитировало себя в глазах Трампа безусловной поддержкой Хилари Клинтон в ходе президентской кампании 2016 года, сама Украина превратилась в форпост американской военщины на востоке Европы. А учитывая сложившийся в последнее время альянс Трампа с «ястребами» не исключено, что Украину с барского плеча пожалуют какому-нибудь Маккейну (с которым украинские праволибералы на короткой ноге и активно используют ресурсные возможности его Республиканского института). Теперь – как бы это цинично не звучало – для фрондеров важно, чтобы не сказалась тяжелая болезнь Маккейна. Ибо тогда – все прахом!
Сценарный план под условным названием «Трое в лодке, не считая Сааки», выглядит следующим образом. Президент-изгой (он же – губернатор-изгой) Саакашвили делает попытку прорыва в Украину, где его лишили гражданства (по моему мнению – незаконно, но это уже специфика его взаимоотношений со своим студенческим другом Петром Порошенко: чуть ранее и гражданство Саакашвили давали незаконно). Здесь его встречает толпа народных депутатов, которые поднимают Саакашвили как знамя и торжественно вносят на четвертый этаж здания по улице Банковая, 11. Порошенко предоставляется право уехать в Ростов-на-Дону либо в Малагу. Власть в стране переходит в руки Движения совместных действий, которое немедленно признается Маккейном (а заодно – и Трампом). Про семьдесят дней все немедленно забывают (как забыли о предвыборных обещаниях Порошенко), заодно забывают вернуть украинское гражданство бедному Саакашвили (которого – если что – и на родину можно отправить. «Грузин сделал свое дело, грузин может уходить. Джэрджэробит, генацвале!» - так, кажется, у Шиллера?).
Но это общая схема, которая не учитывает одного: Порошенко тоже не будет сидеть и ждать, когда в дверь его кабинета постучат прикладами автоматов. Очевидно, у Петра Алексеевича есть свой план относительно фрондеров. И он явно не сводится к тому, чтобы «упаковать и отправить в Грузию» или «пристрелить при попытке перехода границы». Но чувствуется, что томительное ожидание Михо вряд ли принесет желаемый результат фрондерам – даже учитывая факт их знакомства с Маккейном. Порошенко в своем послании к Раде уже упомянул «атаманов» и праворадикалов, от которых исходит опасность для страны. В информационном плане, скорее всего, гора родит Мишу.
Между тем новые активности проявляет Игорь Коломойский в Женеве. Он не верит в Гриценко – Наливайченко – Лещенко - Саакашвили. Ему не верит Юлия Тимошенко. У него специфические отношения с Аваковым. Но он постепенно превращается в украинский вариант Герцена, который, сидя за рубежом, будет к топору звать Русь. У Коломойского – альтернативные информационные ресурсы, причем весьма весомые. У Коломойского – финансы. У Коломойского – связи в еврейском мире. Но что на уме у Коломойского – пока не понятно.
Новые активности проявляет Юлия Тимошенко. На Согласительном совете в Раде накануне открытия новой сессии она снова предстала в своем боевом образе – с косой. Это знак: она снова в форме! Ее речь с обилием убийственных цифр и фактов, доказывающих полный коллапс государственной системы Украины и полный крах авторитета Украины в мире, была блестящей – скорее сего, она станет и программной для ближайшего политического сезона. Тимошенко чувствует себя уверенно – социология показывает стабильно высокие рейтинги, она – желанный партнер для любого варианта фронды. Кто бы не захотел выступить против Порошенко – он обязательно съездит по двум адресам: Тонон-ле-Бен близ Женевы и Туровская, 13 в Киеве. И там, и там попытается понравиться и получить благословение. Но – как говорится – много званых, мало принятых.
Наконец, еще одну существенную интригу таит в себе оппозиционное поле. По данным социологов, оно расширяется – и сегодня около четверти избирателей готовы в той или иной степени поддержать условную «Партию регионов» (то есть, оппозиционную платформу Юго-Востока). Если бы смоделировать ситуацию с учетом наличия у Украины Крыма и ныне неподконтрольных территории ДНР/ЛНР, то опять-таки условная Партия регионов могла бы на ближайших выборах получить более 35-37% голосов избирателей! Показатель, которого реальная ПР никогда в истории не достигала!
Но есть одно но: сегодня на это электоральное поле претендуют сразу несколько политических наследников ПР!
Естественно, преимущество – за Оппозиционным блоком. Здесь есть все – ресурсы, структура, яркие личности, идеи. Не хватает лишь внутренней самоорганизации. Ситуация «замороженного раскола», о которой время от времени вспоминают в СМИ, вот-вот разрешится. Скорее сего, без радикальных ссор. Но ближайший съезд должен принять новую структуру управления (вплоть до возможной смены лидера, что вполне нормально в единственной нелидерской партии в Украине). Плюс определить новые направления развития.
За последнее время в партии сильно вырос фактор Вадима Новинского, который вышел из политической тени и стремительно набирает рейтинги. Неожиданную форму работы готовится предложить сопредседатель партии Борис Колесников. Активизировал свою деятельность Сергей Левочкин. Партия собрала более 700 тысяч подписей в 8 областях в поддержку программных направлений Оппоблока. Рейтинги партии медленно, но все же начали идти вверх.
Прямые конкуренты партии (по некоторым слухам, поддерживаемые как властью, так и Виктором Медведчуком) – партия «За життя» - на сегодняшний день активно осваивают Одесскую область и ряд южных областей, а так же Харьков. Но внутри партии существует принцип «единства и борьбы противоположностей» - Инь- Мураев и Янь-Рабинович. Они сошлись – волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. Как результат – частые конфликты в партии, отдельный фандрайзинг, противоречия в заявлениях и действиях. Но пока социологи прогнозируют прохождение партии. Хотя – см. выше – есть же «казус Гриценко»?
Еще один оппозиционный проект – «Возрождение». Пока возле его аватарки можно поставить статус «в поиске» или «все так запутано». Имея серьезные возможности в Харькове и области, а также в Черкасской области и ряде других регионов, партия самоопределяется со своим будущим. С кем она? С умными (Оппоблок) или красивыми («Лехаим»)? Дистанцирование от проекта Виталия Хомутынника только добавит проблемности с дальнейшим определением пути.
О «Нашем крае» не говорю, так как его будущее полностью зависит от будущего его политического куратора – Виталия Ковальчука. Если Игорю Кононенко удастся «доесть» Ковальчука, о проекте можем забыть. Но то, что этот проект полностью искусственный и управляется с Печерских холмов, уже практически ни у кого не вызывает сомнения.
Основная проблема украинской оппозиции состоит в том, что она борется между собою за существующее электоральное поле – Юго-Восток – и не делает попыток выйти за вполне комфортные рамки базисных регионов. Администрация Президента это понимает и уже применяет ряд методов для нивелирования значения данного региона. Уже появились материалы, мол не стоит говорить о Юго-Востоке. Есть отдельно Юг, а отдельно – Восток. Да и «За життя» всячески поддерживается Администрацией как «проект для Юга» - с попыткой закрыть Оппоблок в рамках «Востока».
Одним словом, политическая осень пришла. Встречайте! Психиатры говорят, что осенью и весной обостряются психические заболевания. Так ли это – посмотрим по выступлениям наших политиков, активностям протестных масс и принимаемым законам.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.