Наше молодое государство в порывах выстроить вертикаль управления стремится получить тотальный контроль практически в каждой сфере своего взаимодействия с обществом.
Так, периодически, методами проб и
ошибок мы изобретаем в 21 веке то, что цивилизованный мир изобрел веке в 16-17,
а иногда и вовсе противимся существующим, общепринятым благам.
Долгое время мы занимались
“изобретениями” в области экономики и права, но в стороне оставались те сферы
деятельности, которые отвечают за, ни много ни мало, душу. Украина – светская
страна, все религии и верования равны между собой и перед законом. Однако
население достаточно религиозное, степень которой варьируется, в зависимости от
региона, от 60% до 90%, что не мешало украинцам оставаться терпимыми и
толерантными друг к другу и к представителям других народов и верований. Даже в
свете достаточно жесткого противостояния УПЦ, УПЦ (КП) и УАПЦ.
Украинская православная церковь
долгое время была крупнейшей в Украине по количеству храмов и верующих. Со
временем к ее названию СМИ добавили приставку "Московского
патриархата", что по-особому зазвучало с началом боевых действий на
востоке Украины. Однако это не совсем верно с точки зрения украинского права.
УПЦ зарегистрирована в органах государственной регистрации именно как УПЦ, и
любые искажения недопустимы, пока мы находимся в системе украинских
правоотношений.
В 2012 году народные депутаты вдруг
вспомнили (а может с удивлением узнали?), что уровень доверия населения к
религиозным организациям самый высокий из всех социальных институтов в Украине.
За 25 лет независимости украинцы всегда были склонны доверять в значительно
большей степени церкви, нежели государству и власти, которую сами же выбирали.
Уровень доверия церкви никогда не падал ниже 50%. Для абсолютно всех политических
сил в стране – это невиданные показатели.
Естественно, в бескомпромиссной
борьбе за умы населения, никто не хотел иметь такого конкурента, что вылилось в
новую редакцию Закона Украины "О свободе совести и религиозных
организациях", которая была принята в октябре 2012 году. Хотя, казалось
бы, в Украине все просто: церковь отделена от государства, зачем новшества?
В самом общем смысле суть закона
можно свести к большему контролю государства за религиозными организациями. По
нормам нового закона осложняется процесс регистрации, который разделили на две
части – регистрация устава, и собственно государственной регистрации. Также
действие закона расширяет круг контролирующих органов, к которым теперь
относятся "... центральные органы исполнительной власти, органы
прокуратуры, местные органы исполнительной власти и органы местного
самоуправления". Изменилась и регламентация мирных собраний и
публичных акций, отныне религиозные организации должны получить разрешение на
собрание не ранее чем за 10 дней до акции, в других частях порядок мирных
собраний повторяет регламентацию мирных собраний других граждан.
Всеукраинский совет церквей и
религиозных организаций сразу же выступил с резкой критикой принятого закона:
"Считаем разработку Министерством юстиции и принятия Верховной Радой
законопроекта № 10221 шагами к дестабилизации религиозной ситуации в обществе,
ухудшение уровня свободы вероисповедания в Украине, создание существенных
препятствий для духовного и социального служения церквей и религиозных
организаций".
Правозащитные, общественные и
религиозные организации пытались развернуть в обществе широкую дискуссию по
этому поводу, однако данные изменения в закон действуют и в настоящее время,
хотя многие законы нарушающие права граждан, времен “злочинной влади” были отменены.
И старая редакция закона отражала адекватную действительности правоотношений
между государством и религиозными организациями. Но новая редакция действует до
сих пор.
С началом аннексии Крыма, а также
вооруженного конфликта на Донбассе, УПЦ не сформировала целостной позиции по
этим событиям, хотя возникает вполне закономерный вопрос: насколько адекватно
требовать от церкви политических заявлений и юридических решений? Это ведь не
политическая партия, а прихожане этой церкви воюют по обе стороны конфликта.
Однако в сегодняшних условиях этот вопрос скорее риторический, «політична
доцільність» диктует свои правила и требования. Первые лица государства,
ведомые «політичною доцільністю», как правило, забывают создавать юридический
фундамент своим политическим заявлениям, не важно к какой области
жизнедеятельности они относятся.
Сегодня многие люди, увидев по
телевизору, что против кого-то, например, открыли уголовное производство
(осудили, выразили обеспокоенность и т.д.), считают, что справедливость восторжествовала
и преступник уже наказан. Великолепная картинка победы, преступник наказан, ни
у кого и сомнений не будет. Да и в чем сомневаться? По телевизору ведь сказали,
а “лидеры мнений” в социальных сетях все разложили по полочкам, где преступник,
а где справедливость. Подобных примеров достаточное количество, каждый может
оценить степень эффективности работы телевизора/соц. сетей. Так появляется
монополия на истину, в условиях которой отличающиеся мнения попросту
выдавливаются из информационного пространства либо маркируется “зрадой”. От
чего создается мнение, что все думают так, как говорят в телевизоре/соц. сетях.
Но, как правило, у телекартинки происходит кардинальная нестыковка с
юридической реальностью. И если кого-то назвали “религиозной организацией с
центром в стране-агрессоре”, это совсем не значит, что этот факт доказан в
установленном порядке, и тем более не значит, что за таким маркером последует
уголовное наказание. Но нужное разграничение на «хорошо и плохо» останется в
головах у людей.
Таким образом, в современной Украине
формируются своеобразные «виртуальные реальности» со своими ценностными
ориентирами, представлениями о прошлом, со своими целями, героями и врагами, и
население нашей страны разделено по этим реальностям, обитая как бы в параллельных
мирах. Не секрет, что у каждого человека есть смысловой фундамент, те базовые
принципы, без которых его жизнь становится невозможной и рушится. Такие смыслы
не нуждаются в проверке. Вставая утром с кровати, вы абсолютно уверены, что под
ногами будет пол, не так ли? Вы уверены, что дышите воздухом, хотя не видите
его и практически не ощущаете. Но стоит одеть целлофановый пакет вам на голову,
как осознание важности воздуха обескуражит вас. И не получается ли, что
повторяя голословные, ведомые политической целесообразностью маркеры, мы сами
себе одеваем целлофановый пакет на голову?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.