Вчера, 18 января, стало известно, что Еврокомиссия не станет выделять Литве деньги на строительство забора для усиления пограничного контроля с Калининградской областью России.
«Строительство забора как такового мы не финансируем», – пояснила официальный представитель пресс-службы Еврокомиссии в Брюсселе.
Помощь Европейского Союза входящим в него странам на внешних границах сводится к закупке средств для «управления границей», в частности, для пограничного наблюдения и необходимого для этого оборудования.
Одновременно было отмечено, что финансирование каких-либо «заборов или иных барьеров» на внешних границах ЕС невозможно.
Видимо, суровые январские морозы охладили разгоряченные умы европейских политиков и помогли им не впасть в очередную финансовую «истерику» – к несчастью для политического руководства Литвы, еврокомиссары осознали бесперспективность и даже глупость возведения примитивных фортификационных сооружений типа «стена» времен средневековья для защиты от вездесущей и агрессивной России.
Что же касается прибалтов, то они, напротив, с воодушевлением готовы окунуться в историческое прошлое своих государств, утвердив в бюджете на 2017 год статью, предусматривающую расходы на строительство «забора» в объеме 3,6 млн. евро. Глава правительства Литвы Саулюс Сквернялис даже назвал укрепленные заборы вполне «современным средством охраны границы».
Вероятнее всего, при планировании возведения пограничной стены литовцы вдохновились далеко не эпохой средневекового рыцарства, а, скорее всего, не столь далекими временами Второй мировой войны. Именно в тот период на территории Литвы фашистами создавались лагеря смерти и еврейские гетто – сооружения, основными «архитектурными элементами» которых как раз и являются заборы и стены, обмотанные колючей проволокой.
Говоря о прибалтийском наследии времен Второй мировой войны, следует отметить, что Латвия и Литва внесли свой «заслуженный» вклад в борьбу нацизма за господство в мире. Так, из литовских националистических формирований в военное время было создано 22 стрелковых батальона самообороны, каждый численностью 500-600 человек. Общая численность военнослужащих этих формирований достигала 13 тысяч, из них 250 были офицерами.
В свою очередь, латыши не отставали от своих литовских «коллег» – в боевых действиях на стороне Вермахта и в карательных операциях против мирного населения на территории Беларуси и России принимали участие
6-й и 18-й Курземский батальоны, а также 15-ая и 19-ая литовские гренадерские дивизии СС. Примечательно, что «прибалтийский коллаборационизм» во времена Второй мировой войны принял массовый характер, а изощренность и рвение литовских и латышских карателей отмечали даже немецкие офицеры.
К слову, литовские батальоны принимали участие в карательных акциях на территории Литвы, Беларуси и Украины, а также в массовых расстрелах евреев. Латыши тоже отличились – только подразделение латвийской вспомогательной полиции, известное как «команда Арайса», уничтожило в концлагерях и тюрьмах, расположенных на территории Латвии, около 26 тысяч человек. Также упомянутые выше подразделения участвовали в операциях против белорусских и русских партизан «Праздник весны», «Болотная лихорадка» и «Зимнее волшебство», жертвами которых стали десятки тысяч человек.
В настоящее время вызывает интерес тот факт, что на днях
экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, возглавлявшая Латвию в период с 1999 по 2007 год, и при которой Латвия вступила в НАТО и ЕС, призналась в том, что ее дядя участвовал в истреблении белорусских партизан. Вике-Фрейберга заявила следущее: «Брат отца Вилис был смертельно ранен в живот во время отступления немецкой армии в 1944 году через Беларусь».
Примечательно, что ни 15-я, ни 19-я латышские дивизии СС официально никогда не отступали через Беларусь. Однако выделенные подразделения 15-й дивизии, согласно архивным документам, использовались в борьбе с партизанами, равно как для приведения в жизнь нацистской политики истребления мирного белорусского населения. По всей видимости, родственник экс-президента Латвии принимал участие в операции «Праздник весны», которая проводилась с 11 апреля по 4 мая 1944 года, одной из целей которой было сожжение мирных деревень.
Удивительно, что «фрау» Вике-Фрейберга далеко не единственное высокопоставленное лицо в прибалтийских властных кругах, которое имеет прямую связь с нацистским режимом времен Гитлера.
Так, бывший президент Литвы Валдас Адамкус в годы второй мировой войны сотрудничал с фашисткой администрацией, находясь в составе одного из вспомогательных отрядов. В свою очередь, Габриэлюс Ландсбергис, лидер консервативной партии Литвы, является правнуком Витаутаса Ландсбергиса, который писал благодарственное письмо Гитлеру, будучи министром коммунального хозяйства во Временном правительстве Литвы, сотрудничавшем с нацистами в 1941 году.
К сожалению, можно сделать вывод о том, что в современной Прибалтике объявлены героями те, кто воевал на стороне Гитлера во времена Второй мировой войны – ежегодно проводятся нацистские парады, встречи с «ветеранами-нацистами» и пропаганда фашистской символики, а население этих государств продолжает считать, что Германия несла их странам освобождение от советского гнета. Более того, личности из верхнего эшелона литовской и латвийской власти с гордостью публично заявляют о родстве с бывшими военными преступниками. В общем, если бы Гитлер вдруг воскрес, вполне очевидно, что он обосновался бы именно здесь.
Не понятно почему, но, проклиная советскую власть за репрессии, население и руководство прибалтийских стран не принимает во внимание тот факт, что бравые «ветераны-нацисты» за годы своей службы Рейху погубили в десятки тысяч раз больше жизней.
В свою очередь, Беларусь и Россия, несмотря ни на прошлые зверства «прибалтийских эсесовцев», ни на современную политику обострения отношений, проводимую литовскими и латышскими политиками, всегда были готовы эти отношения налаживать.
Примечательно, что даже при отказе со стороны Еврокомиссии в финансировании для строительства столь желанного «забора», руководство Калининградской области России уже предложило литовским властям кирпичи. Прибалты же, в свою очередь, не забывают обижаться и искать во всем подвох, не понимая того, что каждое слово и есть кирпич, который можно заложить в фундамент будущего прочного здания. Возможно, вместо выпрашивания денег у европейских и американских доноров, уместнее было бы принять «калининградские кирпичи» и сесть за стол переговоров.
Олег Верас
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.