Демократические выборы – это своего рода борьба спекуляций в ярмарочном антураже.
Люди
мечтают о честных политиках, заботящихся о безопасности, стабильности и гражданских
свободах, готовых самоотверженно отстаивать интересы государства. К этому
списку можно добавить еще ряд требований и ожиданий, ради которых избиратель приходит
на участок, чтобы отдать свой голос урне… Где-то так оно по факту и выходит.
А может
ли политик оставаться честным? Допустима ли эта роскошь для людей, которые
управляют государством?
Абсолютное
доверие к власти, формирующееся по определенным законам, как правило, существует
в тоталитарных и авторитарных государствах, но в странах, исповедующих демократические
ценности, над доверием населения приходится работать постоянно: с момента
предвыборной кампании и до желанной бесконечности.
Предвыборная
кампания – это соревнование на звание лучшего политика или лучшей партии. Предвыборные
обещания далеки от действительности, но приятны избирателям. На разработку
таких обещаний и формирование краткосрочного доверия приглашаются
высококлассные специалисты, способные красиво упаковать обман и продать его
нам. Демократические выборы – это своего рода борьба спекуляций в ярмарочном
антураже. И вот уже много лет мы на этом большом поле ярмарки переходим от одного
шумного балагана к другому, где оцениваем игру актеров, дороговизну костюмов и
убранство сцены. Где в результате выбираем самую профессиональную, на наш
взгляд, группу и в день выборов своими голосами оплачиваем им входной билет в
большую политику. Актеры нам понравились – мы сделали свой выбор, в зависимости
от вкуса или личной дури. Насколько он был верен, сказать сложно – это может
показать только время. В волнующей и затягивающей ярмарочной атмосфере, в этом
шуме и гаме нам сложно сохранять критическую оценку. В эти дни мы чувствуем себя
востребованными – мишура, разноцветные фантики, плакаты, гречка, концерты,
теплые речи о главном – все для нас, все для нашего удовольствия. До наших
сердец достучались, а нам ведь много не надо. Хочется, чтобы праздник не
кончался и, чтобы весь этот фарс оказался правдой… Но всему, как известно, приходит конец – вчерашние актеры, благодаря
нам, превратились в режиссеров. Теперь свет рампы развернут на нас: мы под
присмотром, под надзором и без голоса, мы превращены в бессловесных статистов большого спектакля с
множеством декораций. Но как бы страшно не звучало, действие в нем будет
разворачиваться без сценария – нам не дано знать, каким будет финал, но у нас
сохранились вера и надежда в честность. Вот ими мы и будем жить в ожидании
олицетворения многовековых чаяний народа, пока нас снова не зазовут на ярмарку.
Ярмарка,
как известно, требует больших вложений, серьезной подготовки и людских
ресурсов. На вопрос – где взять деньги, есть ответ – у бизнеса. Бизнес
зарабатывает и хочет в перспективе иметь преференции – он готов вкладывать
миллионы, чтобы получить миллиарды. Его мотивация проста и понятна – в его
природе заложена жажда денег, благодаря которой возникают товар и рабочее место.
Бизнес, вкладываясь в политику, стремится к созданию благоприятной среды своего
обитания и для этого он использует все
доступные средства. К примеру, может нанять труппу, которая будет создавать нужную
для заработка атмосферу. Суть такова – бизнес и политика неразрывно связанные
явления. Есть слова «экономика», «рынок», «товар». Хорошие слова, нужные, но в
нашем спектакле почти бесполезные, они никак не отражаются на жизни статистов. Это
слова из роли.
Ну и
два слова о языке пьесы. О, сложный язык законов! Ты позволяешь «дырам» превратить
реальность в абсурд и абсурд в реальность. Тебя придумали для того, чтобы
независимо от сюжета, финал оставался
неизменным.
Честность
политика… Возможно, в труппе или театре одного актера появился тот, кто
обладает талантом, кто вживается в роль и работает для зрителей и на зрителей.
Мы не можем обвинить его в неискренности. Он учился, он чувствует свое призвание
в политическом воплощении и считает, что сцена или арена – это его жизнь. Если
на минуту отвлечься от метафоры, то в настоящем театре артист работает, чтобы в
конце спектакля зал встал и утопил его в
овациях. А что политику заменяют овации? В чем суть его непреодолимого желания
власти?
Популярность
и слава приносят актеру цветы, аплодисменты, гастроли, премии, деньги. Когда ты
на пике – лучшие роли твои, лучшие театры гостеприимно распахивают перед тобой
двери, за много месяцев до гастролей раскупаются билеты. И вот он – таинственный
миг встречи. Эмоции ожидания порой сильнее, чем эмоции от зрелища. Актера вносят
на руках в театр с белым колоннами и бархатными креслами. Вот звучит первая официальная
фраза! Именно с нее начинают тикать часы и заряжаться ружья, еще пока висящие
на стене. По логике вещей нужно работать, чтобы спектакль удался, чтобы слава
не опрокинула того, кто стал её источником, кто заразил миллионы страстью к
красивой игре, великолепию мечты и гордости за сопричастность к действию. Так
происходит в обычном театре, но в политическом – мы «вместе» до тех пор, пока наша
рука не опустила бюллетень… Актер управляет нашими эмоциями и чувствами,
политик же – нашими жизнями, историей и будущим. Теперь он одновременно актер, игрок
и режиссер. Ему мало нашей верности и чувств, ему не нужны наши рукоплескания, ему
плевать на наши ожидания, он не собирается вписывать свое имя золотыми буквами
в книгу истории, свои таланты он зарывает в землю, много талантов. Но не
следует забывать, что игра того и другого – это большие риски. Неверно взятая
интонация, непродуманная стратегия, отсутствие навыков игры в многоходовки – и всё!
Обманутые надежды зритель не прощает. Может ли в такой ситуации политик не
врать, отказаться от желанной роли? Или путь превращения в лицедея неотвратим?
Политика
– это страсть! За что борются люди – за кресло, управление ресурсами, деньги,
власть, собственное величие? Есть ли в этих потребностях гуманизм? Безусловно.
Особенно на ранних этапах политической карьеры. Но потом нужно принимать правила
игры внутри системы, усваивать новые правила общения с народом, изучать правила
игры в международной политике. После ярмарки политик должен народу, обязан
бизнесу и зависим от крупных игроков большой политики. Как существовать в этом
сложном треугольнике, как лавировать? Первыми, как правило, забываются обещания
публике – место на сцене куплено, роли распределены, место у дирижерского
пульта занято, режиссер определен. До следующей ярмарки можно особо не
стараться – зрители «обречены» на несколько лет вперед, наполняемость зала
обеспечена, труппе не нужно особо стараться – «общественное мнение не имеет
юридического диплома», прерывать спектакль пока никто не будет. Все понимают,
что он лишь ширма большого и жесткого спектакля, где титаны бьются на смерть. До
нас долетают отголоски битвы, но она тщательно скрывается. Молва не выгодна
никому. Где же эта честная игра? – спрашиваем мы. Ответ – оксюморон! Закулисные
игроки иногда шикают на актеров сцены, когда те сбиваются или отклоняются от
отведенных им ролей, и не дай Бог – начинают произносить тексты собственными
словами. Вот тут и срабатывает правило театра – либо ты игрок, либо нет.
Актера, нарушившего правила, выкидывают. А вопрошание и жесты в сторону народа вызывает
гримасы даже на лицах зрителей. Давайте зададим себе вопросы: а нужен ли нам
честный политик, может ли быть политик честным? Есть на политической площадке
место, где можно сохранить свое лицо, ценности, ограничить доступ к личной
жизни?
Теперь
о бизнесе в политике. После начала спектакля бизнес начинает предъявлять свои
права. И тогда, а точнее – часто, политик становится марионеткой в руках
кукловода. Вот они – вершители судеб и истинный источник власти, вдохновители
талантов и поджигатели толпы. Они в черном и лица нам их не видны, они двигают
ручками и ножками кукол, и даже говорят за них. Незавидна судьба игрушек. На
обычной сцене можно хотя бы произносить заученный текст, играть,
перевоплощаться, а в вертепе наш политик лишен и этого права. Но и мы далеко не
ушли. Нас довели до уровня кукольного театра – в нашем плазменном окошечке
трансляция «действительности» от кукловода. И мы это принимаем. К слову, из
всех животных только свинья не может задрать голову вверх и окинуть взглядом
небо.
Но и
это еще не все. Третье. Плохую игру всех, кто на сцене, за кулисами или в
вертепе, замечают патроны театра. Они приложили немало усилий, чтобы оживить
театр, превратить его из захолустного в процветающий. Обещания, что театр
начнет зарабатывать сам – не исполняются: не помогли даже выписанные звезды, а вместо
капитального строительства театра подсовываются сметы косметического и
фрагментарного ремонта. Нас обучают инструментам демократии, способам
строительства цивилизованного и развитого общества, в нас вкладывают большие
деньги, а мы пока только хрюкаем.
Как
мы помним, навязывание плохой игры заканчивается тем, что зритель покидает зал
с бархатными креслами и белыми колоннами, выкидывает контрамарки на бесконечно-беспросветный
спектакль. Он выходит на площадь, чтобы запустить народный театр. Там не нужны
ни занавес, ни кресла, ни свет рампы – огонь шин обогревает, освещает и топит в
гари плохую игру. Площади заполняются миллионами… Но то ли какая-то мистика, то
ли наша доверчивость позволяют залезть на сцену тех, из-за кого мы покинули
театр. Пока у них лучше получается играть на чувствах людей, они умеют в нужный
момент вытащить из кармана красный платок, красиво переврать роль и вот они снова
в главных ролях.
Сегодня
мы наблюдаем или участвуем в нескольких спектаклях разных театров. Старый театр
продолжает играть пьесы на отвлечение – от катарсиса к катарсису, где финал
никого не интересует… Народный театр сыграл свою героико-трагическую роль на
века, но новая лидерская труппа как-то «подрастерялась» и никак не разродится
спектаклем. Говорят, репетируют, экспериментируют, но когда же представление? Развернувшаяся
драма оставила после себя немало вопросов, а время добавило много новых: как
привести честных, умных и непопулярных к власти? Как убить в избирателе эту
страсть к балагану? Как научить хотя бы ощущать послевкусие от прежнего неудачного
выбора – признаться, что купил билет не на тот спектакль. Как запустить политические театры на волну
хорошей игры? Как привить к жажде власти вирус ответственности? Как научиться
поднимать голову к небу?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.