ПОЛИТИКА КАК ТЕАТР

08 грудня 2016, 21:32
Власник сторінки
руководитель Студии социальных технологий "GARNET", консультант в сфере стратегического развития организаций, к.полит.н.
0
ПОЛИТИКА КАК ТЕАТР

Демократические выборы – это своего рода борьба спекуляций в ярмарочном антураже.

Люди мечтают о честных политиках, заботящихся о безопасности, стабильности и гражданских свободах, готовых самоотверженно отстаивать интересы государства. К этому списку можно добавить еще ряд требований и ожиданий, ради которых избиратель приходит на участок, чтобы отдать свой голос урне… Где-то так оно по факту и выходит.

А может ли политик оставаться честным? Допустима ли эта роскошь для людей, которые управляют государством?

Абсолютное доверие к власти, формирующееся по определенным законам, как правило, существует в тоталитарных и авторитарных государствах, но в странах, исповедующих демократические ценности, над доверием населения приходится работать постоянно: с момента предвыборной кампании и до желанной бесконечности. 

Предвыборная кампания – это соревнование на звание лучшего политика или лучшей партии. Предвыборные обещания далеки от действительности, но приятны избирателям. На разработку таких обещаний и формирование краткосрочного доверия приглашаются высококлассные специалисты, способные красиво упаковать обман и продать его нам. Демократические выборы – это своего рода борьба спекуляций в ярмарочном антураже. И вот уже много лет мы на этом большом поле ярмарки переходим от одного шумного балагана к другому, где оцениваем игру актеров, дороговизну костюмов и убранство сцены. Где в результате выбираем самую профессиональную, на наш взгляд, группу и в день выборов своими голосами оплачиваем им входной билет в большую политику. Актеры нам понравились – мы сделали свой выбор, в зависимости от вкуса или личной дури. Насколько он был верен, сказать сложно – это может показать только время. В волнующей и затягивающей ярмарочной атмосфере, в этом шуме и гаме нам сложно сохранять критическую оценку. В эти дни мы чувствуем себя востребованными – мишура, разноцветные фантики, плакаты, гречка, концерты, теплые речи о главном – все для нас, все для нашего удовольствия. До наших сердец достучались, а нам ведь много не надо. Хочется, чтобы праздник не кончался и, чтобы весь этот фарс оказался правдой… Но всему, как известно,  приходит конец – вчерашние актеры, благодаря нам, превратились в режиссеров. Теперь свет рампы развернут на нас: мы под присмотром, под надзором и без голоса, мы превращены  в бессловесных статистов большого спектакля с множеством декораций. Но как бы страшно не звучало, действие в нем будет разворачиваться без сценария – нам не дано знать, каким будет финал, но у нас сохранились вера и надежда в честность. Вот ими мы и будем жить в ожидании олицетворения многовековых чаяний народа, пока нас снова не зазовут на ярмарку.

Ярмарка, как известно, требует больших вложений, серьезной подготовки и людских ресурсов. На вопрос – где взять деньги, есть ответ – у бизнеса. Бизнес зарабатывает и хочет в перспективе иметь преференции – он готов вкладывать миллионы, чтобы получить миллиарды. Его мотивация проста и понятна – в его природе заложена жажда денег, благодаря которой возникают товар и рабочее место. Бизнес, вкладываясь в политику, стремится к созданию благоприятной среды своего обитания и для  этого он использует все доступные средства. К примеру, может нанять труппу, которая будет создавать нужную для заработка атмосферу. Суть такова – бизнес и политика неразрывно связанные явления. Есть слова «экономика», «рынок», «товар». Хорошие слова, нужные, но в нашем спектакле почти бесполезные, они никак не отражаются на жизни статистов. Это слова из роли.

Ну и два слова о языке пьесы. О, сложный язык законов! Ты позволяешь «дырам» превратить реальность в абсурд и абсурд в реальность. Тебя придумали для того, чтобы независимо от сюжета,  финал оставался неизменным.

Честность политика… Возможно, в труппе или театре одного актера появился тот, кто обладает талантом, кто вживается в роль и работает для зрителей и на зрителей. Мы не можем обвинить его в неискренности. Он учился, он чувствует свое призвание в политическом воплощении и считает, что сцена или арена – это его жизнь. Если на минуту отвлечься от метафоры, то в настоящем театре артист работает, чтобы в конце спектакля  зал встал и утопил его в овациях. А что политику заменяют овации? В чем суть его непреодолимого желания власти?

Популярность и слава приносят актеру цветы, аплодисменты, гастроли, премии, деньги. Когда ты на пике – лучшие роли твои, лучшие театры гостеприимно распахивают перед тобой двери, за много месяцев до гастролей раскупаются билеты. И вот он – таинственный миг встречи. Эмоции ожидания порой сильнее, чем эмоции от зрелища. Актера вносят на руках в театр с белым колоннами и бархатными креслами. Вот звучит первая официальная фраза! Именно с нее начинают тикать часы и заряжаться ружья, еще пока висящие на стене. По логике вещей нужно работать, чтобы спектакль удался, чтобы слава не опрокинула того, кто стал её источником, кто заразил миллионы страстью к красивой игре, великолепию мечты и гордости за сопричастность к действию. Так происходит в обычном театре, но в политическом – мы «вместе» до тех пор, пока наша рука не опустила бюллетень… Актер управляет нашими эмоциями и чувствами, политик же – нашими жизнями, историей и будущим. Теперь он одновременно актер, игрок и режиссер. Ему мало нашей верности и чувств, ему не нужны наши рукоплескания, ему плевать на наши ожидания, он не собирается вписывать свое имя золотыми буквами в книгу истории, свои таланты он зарывает в землю, много талантов. Но не следует забывать, что игра того и другого – это большие риски. Неверно взятая интонация, непродуманная стратегия, отсутствие навыков игры в многоходовки – и всё! Обманутые надежды зритель не прощает. Может ли в такой ситуации политик не врать, отказаться от желанной роли? Или путь превращения в лицедея неотвратим?

Политика – это страсть! За что борются люди – за кресло, управление ресурсами, деньги, власть, собственное величие? Есть ли в этих потребностях гуманизм? Безусловно. Особенно на ранних этапах политической карьеры. Но потом нужно принимать правила игры внутри системы, усваивать новые правила общения с народом, изучать правила игры в международной политике. После ярмарки политик должен народу, обязан бизнесу и зависим от крупных игроков большой политики. Как существовать в этом сложном треугольнике, как лавировать? Первыми, как правило, забываются обещания публике – место на сцене куплено, роли распределены, место у дирижерского пульта занято, режиссер определен. До следующей ярмарки можно особо не стараться – зрители «обречены» на несколько лет вперед, наполняемость зала обеспечена, труппе не нужно особо стараться – «общественное мнение не имеет юридического диплома», прерывать спектакль пока никто не будет. Все понимают, что он лишь ширма большого и жесткого спектакля, где титаны бьются на смерть. До нас долетают отголоски битвы, но она тщательно скрывается. Молва не выгодна никому. Где же эта честная игра? – спрашиваем мы. Ответ – оксюморон! Закулисные игроки иногда шикают на актеров сцены, когда те сбиваются или отклоняются от отведенных им ролей, и не дай Бог – начинают произносить тексты собственными словами. Вот тут и срабатывает правило театра – либо ты игрок, либо нет. Актера, нарушившего правила, выкидывают.  А вопрошание и жесты в сторону народа вызывает гримасы даже на лицах зрителей. Давайте зададим себе вопросы: а нужен ли нам честный политик, может ли быть политик честным? Есть на политической площадке место, где можно сохранить свое лицо, ценности, ограничить доступ к личной жизни?

Теперь о бизнесе в политике. После начала спектакля бизнес начинает предъявлять свои права. И тогда, а точнее – часто, политик становится марионеткой в руках кукловода. Вот они – вершители судеб и истинный источник власти, вдохновители талантов и поджигатели толпы. Они в черном и лица нам их не видны, они двигают ручками и ножками кукол, и даже говорят за них. Незавидна судьба игрушек. На обычной сцене можно хотя бы произносить заученный текст, играть, перевоплощаться, а в вертепе наш политик лишен и этого права. Но и мы далеко не ушли. Нас довели до уровня кукольного театра – в нашем плазменном окошечке трансляция «действительности» от кукловода. И мы это принимаем. К слову, из всех животных только свинья не может задрать голову вверх и окинуть взглядом небо.

Но и это еще не все. Третье. Плохую игру всех, кто на сцене, за кулисами или в вертепе, замечают патроны театра. Они приложили немало усилий, чтобы оживить театр, превратить его из захолустного в процветающий. Обещания, что театр начнет зарабатывать сам – не исполняются: не помогли даже выписанные звезды, а вместо капитального строительства театра подсовываются сметы косметического и фрагментарного ремонта. Нас обучают инструментам демократии, способам строительства цивилизованного и развитого общества, в нас вкладывают большие деньги, а мы пока только хрюкаем.

Как мы помним, навязывание плохой игры заканчивается тем, что зритель покидает зал с бархатными креслами и белыми колоннами, выкидывает контрамарки на бесконечно-беспросветный спектакль. Он выходит на площадь, чтобы запустить народный театр. Там не нужны ни занавес, ни кресла, ни свет рампы – огонь шин обогревает, освещает и топит в гари плохую игру. Площади заполняются миллионами… Но то ли какая-то мистика, то ли наша доверчивость позволяют залезть на сцену тех, из-за кого мы покинули театр. Пока у них лучше получается играть на чувствах людей, они умеют в нужный момент вытащить из кармана красный платок, красиво переврать роль и вот они снова в главных ролях.

Сегодня мы наблюдаем или участвуем в нескольких спектаклях разных театров. Старый театр продолжает играть пьесы на отвлечение – от катарсиса к катарсису, где финал никого не интересует… Народный театр сыграл свою героико-трагическую роль на века, но новая лидерская труппа как-то «подрастерялась» и никак не разродится спектаклем. Говорят, репетируют, экспериментируют, но когда же представление? Развернувшаяся драма оставила после себя немало вопросов, а время добавило много новых: как привести честных, умных и непопулярных к власти? Как убить в избирателе эту страсть к балагану? Как научить хотя бы ощущать послевкусие от прежнего неудачного выбора – признаться, что купил билет не на тот спектакль.  Как запустить политические театры на волну хорошей игры? Как привить к жажде власти вирус ответственности? Как научиться поднимать голову к небу?

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: театр,имидж,политика
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.