Э-декларирование: крутой вираж на подступах к европейской мечте Украины

25 серпня 2016, 10:40
Власник сторінки
политический обозреватель
0
Э-декларирование: крутой вираж на подступах к европейской мечте Украины

Позорный провал Петром Порошенко запуска электронной системы декларирования доходов украинских чиновников.

15 августа должна была запуститься система электронного декларирования  доходов государственных служащих. Ее запуск был одним из ключевых условий предоставления Украине безвизового режима с Европейским Союзом и последним принятым законом из «безвизового пакета».

Согласно закону «Об особенностях предоставления должностными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 году», все госслужащие будут развернуто и добросовестно предоставлять информацию о своем имуществе и доходах, поскольку за ее сокрытие им грозит уголовная ответственность – вплоть до двух лет тюрьмы. Заниматься сверками между декларацией и реальной жизнью чиновников будут Национальное агентство противодействия коррупции (НАПК) и Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ).

 

Как это делается в мире

Собственно, подобная практика давно является нормой и успешно работает во многих странах мира. Эти системы запускаются с целью повышения доверия со стороны населения к политическому руководству путем обнародования информации об активах политических деятелей и государственных служащих. Кроме того, электронное декларирование (далее - ЭД) позволяет отслеживать злоупотребления и незаконное обогащение с их стороны. Ну а если кто-то захочет заняться клеветой – предохранить чиновника от несправедливых обвинений.

Под пристальным надзором европейских и американских институтов, а также общественности, находятся данные об активах, пассивах, займах, подарках, уровне доходов и его альтернативных источниках.

Причем под мониторинг попадает все окружение чиновников, включая их супругов, в том числе гражданских, детей, родственников и других членов семьи. Даже лица, не обязательно являющиеся родственниками или супругами, но ведущие совместное управление домашним хозяйством, находятся под присмотром фискальных органов.

Если чиновник не соблюдает правил декларирования, несвоевременно подает отчет или пытается утаить часть информации, его ожидают санкции. Чаще – в виде административных и дисциплинарных мер. Реже – в форме уголовной ответственности. Иногда доходит до смешного. В 2009 году в Великобритании декларации депутатов показали, что деньги, полученные в качестве компенсации расходов на рабочие обязанности, были использованы не по назначению. Так, бывший вице-премьер Джон Прескотт дважды за два года чинил унитаз за счет налогоплательщиков. Скандал повлек за собой отставку целого ряда политиков, в том числе министра юстиции и спикера палаты общин Майкла Мартина.

Таким образом, в Европе и США декларирование доходов и соответствие их уровню жизни чиновника находятся под публичным контролем гражданского общества и специальных фискальных органов. Именно внедрение т.н. «электронной демократии» с помощью современных информационных технологий способствует борьбе с коррупцией и упрочняет доверие к власти.

 

Как это получилось у нас

Фактически ЭД зародилось еще в октябре 2014 года. Тогда по требованию ЕС и МВФ был принят закон, обеспечивающий создание Национального агентства противодействия коррупции и запуск онлайн-декларирования.

Главным препятствием на пути к полноценному выявлению казнокрадов стала скандальная правка в проекте бюджета на 2016 год, согласно которой запуск ЭД откладывается до 2017 года независимо от старта работы НАПК. Правку обнаружили только в январе, после принятия бюджета, когда закон был уже подписан президентом.

К этому вопросу вернулись только в феврале. Правку отменили, однако ряд пунктов в эту редакцию закона фактически были внесены с голоса. Поэтому очередная редакция закона №3755 была раскритикована в Европейском Союзе. Петру Порошенко пришлось наложить на него вето.

12 марта президент вернул законопроект в ВР, внеся в него корректировки, согласованные Администрацией Президента с представителями ЕС. 15 марта 2016 года  Верховная Рада все же проголосовала за закон об ЭД. Порошенко сообщил: Украина выполнила все условия по либерализации визового режима!

Как видно, на пути к созданию полноценного режима мониторинга за материальным состоянием госслужащих было немало преград. Попадая под надзор европейских специалистов, проворовавшиеся чиновники подписывали себе приговор. Понимая это, элита максимально долго оттягивала принятие закона, требуемого Европейским Союзом. Было бы удивительно, если бы украинские чиновники и политики своими руками не воздвигли новые препоны.

Поэтому внедрение отечественной системы финансовой отчетности высших должностных лиц вновь оказалось под угрозой срыва. Закон, принятый 15 марта, вступал в силу только 15 августа, то есть, через полгода после принятия. Видимо политики, опираясь на многолетний опыт вождения европейских чиновников за нос, ожидали, что за это время власть придумает, как вывести их из-под удара.

Их задумка открылась на предыдущих выходных. Запуск системы ЭД провалился – она не прошла сертификацию Госслужбы специальной связи и защиты информации. Как оказалось, она была разработана лишь частично и не соответствовала ни нормативным документам, ни техническому заданию. Было заявлено, что на доработку системы нужно два месяца. Власть приняла решение продолжить работу онлайн-декларирования в тестовом режиме.

 

Что это означает?

Во-первых, декларации не смогут служить источником информации для судебных разбирательств. А значит, предоставление недостоверной информации не будет нести никаких юридических последствий. Особенно уже упомянутой уголовной ответственности. Нет сертификата – нет судебного иска.

Во-вторых, «сырой софт» чреват . А значит, о корректности и стабильности работы системы говорить не приходится.

Судя по всему, расчет был таков. Нужно продемонстрировать европейцам, что все идет по плану. Закон принят, система запущена, коррупционеров ждут тюрьмы. Казалось, компромисс найден и все будут довольны половинчатым запуском. Ну, а дальше, под довольное хлопанье в ладоши со стороны «евроолухов», в ближайшем будущем можно тихо и незаметно принять новые поправки, а то и с десяток законов, ограничивающих или видоизменяющих антикоррупционные инновации.

 

Реакция в Европейском Союзе

Но на этот раз навешать лапши на уши не удалось. 17 августа появилось беспрецедентное общее заявление всех посольств Европейского Союза. Во-первых, потому что не нашлось места стандартной «обеспокоенности» еврочиновников. Во-вторых, так быстро дипломатические представительства еще никогда не достигали единства позиций относительно тех или иных вопросов, касающихся Украины. Особенно, если речь о единой позиции, выраженной в такой жесткой манере. Собственно их позиция проста: нет сертификата технической безопасности – нет признанной нами системы электронного декларирования; а раз нет ЭД – не видать вам  безвизового режима с ЕС, а так же финансовой помощи от МВФ и Всемирного банка, потому что все это было обещано в обмен на запуск системы ЭД.

 

Реакция внутри Украины

У нас, как обычно, принялись анализировать события в соответствии со шкалой «зрад» и «пэрэмог». Однако не заметили главного – отечественный истеблишмент теряет легитимность. Вслед за Януковичем, Порошенко спотыкается о невыполненные обещания привести украинцев в «европейскую семью». Так, на главном евроинтеграционном рупоре страны президента напрямую обвинили в саботаже и фальсификации реформ. Буревестники революции, «еврооптимисты» Найем и Лещенко очень аккуратно, но вполне доходчиво намекнули гаранту на повторение судьбы «ростовского беглеца» и

 

Что в итоге

При первом приближении кажется, что рождение инновационной системы фискального надзора над чиновниками далось «кровью и потом» нашим молодым евромечтателям, юристам, профессиональным гражданским активистам и журналистам. Сколько получено политических дивидендов и сломано копий – не пересчитать.

Однако углубившись в историю вопроса, оказывается, что нечто подобное уже предлагалось. В 2001 году, будучи народным депутатом, Виктор Медведчук разработал прогрессивную, как для кучмовской эпохи, систему контроля над материальным состоянием государственных служащих и высших должностных лиц. Впервые предлагался контроль не только за доходами, но и расходами чиновников, а главное – введение административной и даже уголовной ответственности за несоответствие между задекларированными и реальными доходами и расходами. Помимо официальных доходов, недвижимости, автомобилей и счетов в банках, отчитаться нужно было также за подарки, ювелирные ценности, объекты искусства и антиквариат. А также имущество, формально принадлежащее другому лицу, но контролируемое чиновником.

До нынешнего антикоррупционного побратима, это был единственный законопроект среди аналогов, преодолевший сопротивление парламента и принятый в первом чтении. Увы, но до второго чтения он не дошел.

Позже эксперты Общественного движения «Украинский выбор» взяли идеи законопроекта для разработки Концепции правовых основ противодействия коррупции в Украине и проекта закона «О борьбе с коррупцией». В частности, ими была предложена идея создания нового антикоррупционного органа – Национальной комиссии по вопросам добропорядочности.

В общем, в плане борьбы против коррупции опять получается какая-то «зрада». Власть провалила декларирование доходов в 2001 году, пытается сделать это и сейчас. А то, на чем спекулируют молодые украинские евроинтеграторы уже два с половиной года, Медведчук предлагал еще 15 лет назад.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.