Решил начать серию брендовых историй о людях с неоднозначной судьбой, память о которых хранится по сей день. Свое повествование я буду вести с точки зрения их уникальности, позиционирования и имиджа.
С одной стороны это будут рассказы о людях-легендах,
а с другой - они
станут практическим пособием по построению персонального бренда. На примере
героев вы увидите приемы, превратившие их в известных и популярных персон
своего времени, сможете самостоятельно оценить их роковые ошибки. Для начала представляю знаменательную для своей среды и эпохи фигуру
Мойше-Якова Винницкого, известного больше как Мишка Япончик. Почему он? События,
происходящие в современной Одессе, напоминают чем-то те времена. А еще, летняя
жара нас тянет к морю. Пусть это будет Одесса, пока мы не вернули Крым, и
повествование свое начну с одесского героя-авантюриста.
Память
о легендарном короле одесских воров и налетчиков Мишке Япончике стирали
неоднократно. Он не вошел в учебники истории ни как красный командир, ни как неформальный губернатор Одессы, управлявший
ею фактически на протяжении двух лет. Но почему же в народе так цепко держится
образ этого авантюриста и пижона? Почему многих исследователей привлекает
судьба Мойше-Якова Винницкого? Для чего
Сергею Гинзбургу, российскому
актеру и режиссеру, нужно
было вдыхать новую жизнь в образ легендарного вора, наделять ценностями,
превращать его в одесского Робин Гуда? Почему до сих пор одесские экскурсоводы
показывают дворик, где вырастала
будущая гроза города? Эти вопросы у меня возникли после вынужденного просмотра фильма
«Жизнь и приключения Мишки Япончика», в автобусе на пути в Одессу. Случайно или
волею судьбы в этот же день я оказался
на экскурсии «Одесса криминальная», в том дворике, где когда-то жил Мишка. В
поисках ответов на свои вопросы я обратился к доступным материалам и неожиданно
открыл для себя, как бы странным вам это не показалось, что герой повествования,
не подозревая, усердно работал над своим персональным брендом и социальным
имиджем. А эти темы представляют для меня профессиональный интерес. Давайте
посмотрим, как это происходило. На мой взгляд, это достаточно увлекательно.
Первым
увековечил память о Мишке писатель Исаак Бабель в своих знаменитых «Одесских
рассказах», назвав своего литературного героя Беней Криком, в котором одесситы
сразу же узнали своего прежнего кумира. По мотивам рассказов были поставлены
спектакли, сняты фильмы, написаны песни. Реальные факты из жизни Япончика
переплелись с вымышленными событиями персонажа из рассказов Бабеля. Позднее на них наслоились другие
литературные произведения и кинематографические истории. Путаница на сегодня
стоит несусветная. И теперь он герой-романтик, чье имя обросло мифами.
Чем
привлек Бабеля уголовник, сказать сложно, но одним из вариантов может быть
следующее. Еврейская память умеет хранить следы своих выдающихся личностей. В
истории прототипа Мишки (Бени Крика) главное не грабеж и бандитизм, а социальная
борьба с угнетателями, помощь бедным, организация еврейских отрядов самообороны
для защиты кварталов компактного проживания евреев от погромов черносотенцев. Но
кто мог предположить, что о Мишке будут помнить, как о короле одесского ворья и
бедноты?
Михаил
Винницкий был фигурой уникальной, дерзкой, волевой, повлиявшей на ход одесских
событий того времени. А ярких любили всегда, независимо от того светился ли
нимб над головой или капала кровь с ножа. И хотя Мишка Япончик не отличался
святостью, но по свидетельству знаменитого певца Леонида Утесова - «мокрые»
дела мастер воровского дела не мог терпеть.
Выходец
из нищей Молдаванки, кишащей ворами и контрабандистами всех мастей, притонами,
дешевыми забегаловками и публичными домами, биндюжниками и прочей нищетой,
Мишка понимал, что прославиться в этой среде можно было только на ниве
уголовщины. Но отличился Михаил Винницкий тем, что внес в нее романтику,
изящество и социальный аспект. Может быть это вместе с памятью о рождении на Молдаванке и привлекло в фигуре
бандита Исаака Бабеля.
Есть
еще один любопытный персонаж, благодаря которому Япончик остался в
документальной памяти. Судьба не раз сталкивала Мишку с Григорием Котовским –
известным советской истории, как легендарный красный командир. Котовский был
жестоким человеком и признанным лидером бессарабского бандитского мира. Миша Винницкий
же стремился к славе и признанию, ему нужны были почет и уважение, он любил
водить знакомство с артистами и прочими знаменитостями, приезжавшими с
гастролями в Одессу. Котовскому не далась роль Робин Гуда – погромы помещичьих
усадеб под анархистскими лозунгами приводили больше к росту его личного
благосостояния, нежели помощи бедноте. Но тем не менее, дважды пример Григория Котовского
являлся определяющим в выборе жизненного пути Мишки. Первый раз это произошло,
когда они оказались в одной камере, куда посадили 16-летнего Винницкого за
убийство полицмейстера, совершенного по заданию руководства отряда анархистов-террористов
«Молодая воля». Можно предположить, что в камере, он получил от Котовского
первые уроки о законах уголовного мира. Образ матерого и безжалостного бессарабского
бандита не мог не произвести впечатления на молодого одесского уголовника-налетчика
и не сказаться на формировании его взглядов. Вторым примером для Мишки послужило
вступление Котовского в Красную Армию. Приговоренному к смертной казни
Котовскому чудом удалось избежать применения приговора к исполнению, но
оказавшись у большевиков, он сделал головокружительную карьеру. Следуя примеру
Григория, король трагически завершил свой жизненный путь в амплуа командира
полка им. Ленина. Это было его большой ошибкой. Но даже в его смерти было много
романтики – его расстреляли в спину, когда он гордо развернулся и стал уходить
от конвоя, пытавшегося взять его под арест. Убийство произошло на глазах у
остатков его полка-банды. Приспосабливаясь к обстоятельствам гражданской войны,
Мишка убедил своих людей идти воевать на
стороне красных, что привело к их гибели и смерти короля. Командование
поставило перед собой цель истребить людей Мишки, ставя перед полком
непреодолимые задания. Когда Мишка это понял, было уже поздно – основной состав
погиб от рук гайдамаков и махновцев, а оставшиеся, понимая ситуацию, воевать не
захотели. Распустив людей, он с сотней верных пытался на поезде пробраться в
Одессу. Но большевики не дали осуществиться этому плану – Мишка был расстрелян
на месте остановки поезда за неподчинение приказу. И этот выбор тоже был сделан
самим Япончиком, решившим завершить свою жизнь по-королевски… в 27 лет.
Социальный
имидж или коронация
Короновал
себя Мишка сам. Именно такое складывается впечатление после чтения доступных
материалов и рассказов Бабеля. Никто до него не придумывал таких званий и
процедур, а для Мишки королевское звание стало жизненным кредо. Он хотел быть
королем, он назвал себя им, и стал королем одесской гопоты. Изящная дерзость налетов, одесский еврейский
юмор и блеск наганов, сопровождавшие налеты на рестораны, театры, банкеты, театральность
грабежей, с переодеванием бандитов в студентов, матросов, в знать – отличало
стиль Мишки от тривиального грабежа обычных уголовников. Насилие для него было
крайней мерой. Но, как отмечают современники, он был бесстрашным человеком. Но
брал не силой, а умом. Его тянуло к известности и доброй славе, в своем
понимании. Он пользовался авторитетом среди воров и бедноты, к нему ходили за
советами, жалобами, просьбами рассудить. Он был щедр для бедняков – помогал
сиротам и семьям дружков, играл свадьбы, лечил, хоронил. Молдаванка долго
помнила его подарки – продукты, одежду, небольшие суммы, которые он раздавал
нуждающимся, щедрые общие столы на праздники для местных. Одна из дошедших до
нас историй, удачно сыгранная в фильме, вызывает, признаюсь, чувство
солидарности. Как-то банда Япончика наведалась на новогодний банкет для
городской знати, устроенный сахарозаводчиком Гепнером. Явившись без приглашения,
Мишка заявил: «Мы очень извиняемся, мы люди бедные, а вы
богатые, едите и пьете, а на Молдаванке есть нечего. Так что вы должны уплатить
50 тысяч, чтобы молдаванские тоже праздновали Новый год, постарайтесь вести
себя примерно, и мы не принесем вам зла».
В другой истории, хорошо описанной в
«Одесских рассказах», когда на пышных похоронах невинно убитого бедного
еврейского юноши, Мишка произносит речь, а потом на глазах у старой матери с
нарочитым презрением закапывает труп обидчика ее сына, и окончательно утверждается,
как городской авторитет, поборник справедливости и защитник невинных.
Мальчишка, следящий с забора за происходящим и отъездом Мишки с похорон на
пижонском автомобиле, восхищенно придыхает: «Король! Мишка – король!» Только,
что мог созидать этот король одесской уголовщины?
Слава о его благодетельности превратила Мишку в одесского Робин Гуда – он
был выходцем из пролетариата и знал проблемы бедноты. Социальные
установки обитателей Молдаванки кардинально отличались от законов государства и
ценностей городской общины, они были направлены внутрь себя – жизнь дна
регулировалась по своим правилам. Он знал, что нужно дать беднякам, а не как
решить проблему.
Каким
мог родиться герой в этой среде? Прежде
всего, он должен отличаться умом, сообразительностью, хваткой и смелостью.
Оставшегося с шести лет без отца и окончившего 4 класса в еврейской школе,
Мишку, в определенной степени, можно назвать «самородком»-организатором. С 10
лет начал работать, а в 16 – вступил в отряд еврейской самообороны. Далее участие
в налетах на магазины, склады, квартиры с отрядом анархистов-террористов, подрыв
полицейского, тюрьма. На каторге пробыл 10 лет. В 1917 был выпущен, как
политический заключенный по амнистии Временного правительства. После тюрьмы его
послужной список снова складывается из ограбленных магазинов, лавок и прочего. Япончик
понимал, что это путь в никуда. Нужны были новые решения. И, прежде всего,
самореализация в лидерстве.
Системный
подход в организации «деятельности»
Теперь
давайте представим то время, когда Одесса переходила из рук в руки: союзники,
Центральная рада, большевики, белогвардейцы – все это создавало благоприятные
условия для разгула преступности. Процессы, которые власть должна подавлять, стали управляемыми, благодаря нашему
неформальному лидеру, и приносить ему выгоды.
Как важно любом управленческом процессе показать коллективу перспективу
дела, которым он занимается. С придуманной им (или преступниками из Японии) перспективой,
будущий король обратился к главарям группировок. Одна из идей открывала перед
одесскими бандами перспективу не конкурировать, не истреблять друг друга, а
разделить Одессу на сектора и сферы ведения преступной деятельности, заключив
между собой договор о "сотрудничестве". Кроме того, Мишкой был введен запрет на гоп-стопы «гастролерами». Для ведения преступной деятельности заезжий бандит должен был получить разрешительный "мандат" короля. Можно представить, что тогда в Одессу – в
портовый город, сохранивший дух порто-франко, потянулся весь имперский криминал
вслед за бегущими из Питера и Москвы
дворянством и купечеством. Оградить от потока "конкурентов" мог только король.
Тогда же Мишка предложил одесским бандам ввести кассу взаимопомощи, так
называемый, городской «общак». Это системой до сих пор пользуются в воровском
мире, да и не только. Взять к примеру наших политиков. Хотя следует признать,
что еврейство всегда имело общинную кассу. Такой способ взаимоподдержки
существовал до последних дней советского государства. Возможно это решение
пришло Мойше из родовых колен или национальной памяти. Допустим.
Следующий
аспект. Целевой аудитории – купцам, лавочникам, банкирам, торговцам
бриллиантами был предложен договор о «взаимовыгодном» сотрудничестве с опекой. Установить
дань для торговцев – это так по-королевски. Несогласные жестоко карались,
вплоть до убийства. Но исправно вносящим мзду гарантировалась защита от
произвола других бандитских группировок. Этим, мягко говоря, приемом хорошо воспользовались
бандиты в 90-х гг. Некоторые сколотили недурное состояния и стали олигархами. Так что
дело Япончика живет и процветает в наши
дни!
Кроме
того, Мишка ввел запрет на грабеж бедноты, рабочих, врачей и артистов.
Нарушение каралось смертью. Это был третий постулат «короля» о переносе сферы
деятельности с окраин в буржуазные кварталы. А четвертым стало единое управление.
Так Мишка
Япончик стал частью культуры воровского мира, законодателем неписанных правил,
которыми в последующем пользовались воры в законе, он был тем, кто заставлял власть сотрудничать с
бандитами. Но сам Япончик симпатизировал большевистскому подполью, а впоследствии даже решил поиграть с большевистской властью – организовал свой полк и снабдил его
оружием и деньгами.
«Общественно-политическая» деятельность
Мишка
часто называл себе защитником еврейского пролетариата. Как бы то ни было, но
сидел будущий король по «политической». Нам мало известно о тюремных годах
Винницкого, но у него был нюх и чутье на быстро меняющуюся конъюнктуру времени.
После тюрьмы он не прервал связи с анархистами. Поддерживал связь с
большевистским подпольем. Строил свою структуру. Из банды сообщников создал
вооруженную дивизию. Он чувствовал себя уверенно при любой власти, приходящей в
Одессу, представляя при этом для каждой угрозу. Многочисленные вооруженные
столкновения, неоднократные освобождения из тюрем сообщников, непрекращающийся
грабеж элиты – все это делало Мишку неудобным для любой новой власти.
Его
предложение создать полк и встать на защиту Советов было политическим ходом.
Япончик понимал, что эта власть пришла навсегда, уж слишком безжалостной и
цепкой она была. Для городской большевистской власти предложение было
неожиданным, но она не гнушалась временными политическими союзами ни с кем, в
том числе и с Япончиком. Для нее предложение Япончика было вдвойне выгодным.
Первое, это была возможность очистить задыхающуюся от бандитизма Одессу и
заткнуть Мишкиным полком фронтовые дыры, заведомо обрекая его на гибель.
Дисциплина и порядок понятия для бандитов неприемлемые, а Мишка, сформированный
в условиях уголовного мира, мог мыслить только кратковременными перспективами.
Котовский, в отличие от него, с детства увлекался чтением, получил образование
и занимался спортом. Он был прагматичным и требовательным. Став командиром, он
ввел жесткую дисциплину и занятия спортом для своих бойцов. Он знал толк в
своем продвижении. Король не смог обуздать шпану и ввести дисциплину среди
воров и налетчиков? Он взялся за невыполнимую задачу и горько поплатился, но
честь для него была выше жизни.
Одесский Zorro
Почему
память о воровском короле так крепко засела в памяти одесситов, кто хранил
рассказы об этом человеке на советском пространстве? И неспроста Миша Винницкий
был возвращен в современную действительность через фильм Сергея Гинзбурга. С
одной стороны еврейская память умеет хранить своих героев и антигероев, начиная
от святых и заканчивая предателями. С другой - массовому искусству сложно пройти мимо такой
яркой фигуры. И чем наш Мишка Япончик хуже Пиратов Карибского моря?
Не так
уж много осталось материалов об этом «герое», но за столетнюю историю всегда находились
люди, возвращавшие память о нем в современный мир. В истории Мойше Винницкого
есть многое, что позволяет почувствовать современную Одессу, понять ее
ментальную суть. Семейные кланы и организованные преступные группировки не ново
для Одессы: порты, контрабанда, неподчинение киевской власти, дух бандитизма (и
сегодня в Одессе местные разборки сопровождаются выстрелами) – все это
глубокими корнями уходит в прошлое. И хотя этот город всегда жестоко вычищался
от бандитов, вспомнить хотя бы историю Жукова, но Одесса всегда будет
притягивать жаждущих легкой наживы.
Авантюризм,
веселый нрав, сентиментальность, тяга к высокому и роскоши, организаторские
способности, желание создавать правила и следовать им, стремление к высокому статусу,
таким навсегда останется в нашей памяти Мишка Япончик – бессмертный король
Одессы.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.