http://rian.com.ua/me/20150814/372172617.html
В центре Киева, в Мариинском парке напротив Верховной Рады время от
времени появляются сердобольные прихожанки православной церкви,
раскладывают свой нехитрый иконостас и смиренно обращаются к Господу.
Марш добровольческих батальонов в Киеве
РИА Новости Украина Евгений Котенко
Роман Степняк
О чем молитесь?
Они искренне верят, что Всевышний сможет вразумить власть на разумные
решения. Святая наивность, до недавних пор на их право, гарантированное,
кстати, Конституцией, не посягал никто. Пока не появился в меру
образованный молодой человек, натасканный патриотическими формулировками
о войне и мире, в аккуратном камуфляже и с неистовым блеском в глазах.
Возможно, он действительно с АТО, может быть, еще несколько недель назад
над его головой свистели пули, а в ближайшем окопе разрывались снаряды,
а его непримиримость продиктована синдромом войны. Войны, куда его
втянули обстоятельства, которые он воспринял как личные убеждения.
Он спросил у бабушки: "О чем молитесь?", не отдавая себе отчет, что
молитва есть тайна верующего, а вторгаться в мир его большое
святотатство. Но прихожанке скрывать нечего и она искренне ответила, что
молится за мир, потому что на этом стоит ее вера. Тогда молодой человек
потребовал, вслушайтесь: потребовал! — молиться не за мир, а за победу
над сепаратами. Вот если бы она ему так ответила, он бы оставил ее в
покое. Но пожилая прихожанка сказала, что война — это смерть, а убивать —
это грех.
Но не мировоззренческие разногласия поразили меня больше всего в этой
истории. В конце концов, общество воспитало целую прослойку доморощенных
"хунвейбинов", и это надо понимать. Но когда этот парень подозвал к
себе милицейский патруль, сообщил, что готов написать заявление и
приложить к нему запись с мобильного телефона, а также потребовал увести
старушку в участок и взять с нее показания, я понял, что мы зашли
слишком далеко. Нет, я не так выразился: мы вернулись слишком далеко.
Где-то туда, где начинался 37-й год, а героями времени ходили люди в
аккуратных кожанках, готовых отдать жизнь за товарища Ежова. Ну, это
если товарищу Сталину их жизнь не потребуется.
В толпе единомышленников
Я долго пытался объяснить для себя, что это было. Какой-то ложный
патриотизм, навеянный лозунгом о единой стране, в которой все должны
думать одинаково и поступать синхронно? Тревога в предвкушении туманного
завтра? Искреннее желание преобразовать страну по лекалам вчерашнего
майдана?
Наверное, нет. Этот парнишка думал прежде всего о себе. В нем проснулся
ген страха и самосохранения, закодированный много поколений назад в
сознании его предков, подсказывающий, как вести себя в случае малейшей
угрозы: оказаться в толпе единомышленников, в одном ряду с
обозревателями и дикторами, политиками, которые требуют войны до
победного конца, волонтерами, снующими по стране в поисках бронежилетов и
солдатских пайков. Так удобнее и безопаснее, и ответственности никакой.
Все, кто вне этой толпы, ему кажутся людьми неправильными, с ними надо
бороться, а простейший метод — переложить эту борьбу на плечи других. Ну
почему милиция не учит бабушек, как надо молиться? Сегодня он сделал
донос на престарелую прихожанку, а завтра, если что, пожалуется на
милицию, которая не приняла необходимых мер. Или на оператора, который
все это безобразие снимал в не совсем патриотичном ракурсе. Или на
автора этих строк, который усомнился в его правоте…
Он не виноват — таким его сделало время. Как не виновны и те люди,
которые в 37-мом написали 4 миллиона доносов "куда надо" с искренним
желанием помочь молодой советской власти.
Сосед смотрит чужой телевизор
Вирус доносов после долгой спячки в условиях перестройки и "розбудовы"
проснулся на Майдане. Это прежнюю власть можно было поносить на чем свет
стоит, потому что она была настолько преступная, что ее никто не
боялся. Она калечила студентов в ночь на 1 декабря 2013 года, а этого
делать было нельзя, потому что "они же дети". Но "детям" можно было
зажигать коктейли Молотова и штурмовать "цитадель несправедливости",
потому что они сражались за европейское будущее. И вот уже тогда
перечить этим детям, а также тем, кого они потом затолкали в кабинеты на
Банковой и Грушевского, было уже боязно. Даже страшно.
Киевские бабушки, еще недавно готовые порвать глотку премьер-министру
Николаю Азарову, если какой-то столичный чиновник заявлял о повышении
цены на хлеб на 10 копеек, прощают Арсению Яценюку подорожание на
продукты питания в разы.
Прежнюю власть можно было смело критиковать, обзывая последними словами,
и быть уверенными, что за это ничего не будет. Ведь так делал
телевизор, а вторить телевизору совсем не страшно.
Но телевизор вдруг стал другим, и общий настрой в стране кардинально
изменился. Вдруг телевизор заговорил на одном языке с "Правым сектором" и
батальоном "Торнадо". И на этот язык, в значительной мере состоящий из
словарного достояния соседней страны, перешли не только бабушки,
впитавшие страхи единомыслия в прямом смысле с молоком матерей, но и
беззаботный ранее офисный планктон, и люди, причисляющие себя к
интеллигенции.
Так удобно — не выделяться из толпы, не культивировать в сером веществе
инакомыслие и полагать, что лучшее предназначение для головы — ношение
кевларовой солдатской каски. А кто думает не так — тот против нас. Его
надо поставить на путь истинный, если он еще не оказался шпионом или
сепаратистом. Сообщить куда надо. Людей без обиняков зазывают стучать на
соседей: кто там скрывается от мобилизации, кто принимает
подозрительных гостей, кто смотрит чужой телевизор.
Не от того ли шпионов в последнее время развелась тьма тьмущая?
Спецслужбы отчитываются перед властью и народом о десятках случаев
поимки подозрительных лиц, находят предателей в своей среде, и рядовых, и
даже полковников, кажется, попался даже генерал, но сумел вовремя
оказаться "за бугром". Может быть, и престарелая прихожанка не просто
так ошивается у Верховной Рады и молится за мир в стране, которая
принадлежит и ей, а выискивает ценную информацию, которая долетает из
эмоциональных заседаний парламента?
Вы слышите, какие грядут времена?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.