Британские выборы: евроскептицизм, национализм и кризис традиционных левых

17 травня 2015, 13:24
Власник сторінки
0
Британские выборы: евроскептицизм, национализм и кризис традиционных левых
Английская карикатура на лидеров крупнейших фракций парламента прошлого созыва - Кэмерона, Клегга и Брауна

Разгром лейбористов в Великобритании подтвердил, что левое движение в мире - в кризисе. И причина везде одна – зачем голосовать за левых, если они реализуют ту же "жесткую экономию", что и правые?

18 мая начнет работу новый созыв парламента Великобритании, избранного в ходе состоявшихся 7 мая всеобщих выборов. Консервативная партия победила на выборах в нижнюю палату парламента, поэтому новая Палата общин первым делом проголосует за кандидатуру лидера консерваторов Дэвида Кэмерона на пост премьер-министра. Результаты выборов в парламент Великобритании – это, как минимум, три вывода.

Первый вывод заключается в росте евроскептических настроений. Консерваторы не продемонстрировали бы настолько успешный результат (а в сумме партия под руководством Дэвида Кэмерона набрала 330 мандатов против 306 по итогам выборов 2010 года), если бы успешно не оседлали антиевропейскую и антииммигрантскую риторику. Еще в марте 2014 года британский премьер опубликовал программную статью, излагающую основные тезисы его политики в отношении ЕС. Текст под названием «ЕС не работает, и мы его изменим» вышел в The Sunday Telegraph и был посвящен взаимоотношениям Великобритании и Евросоюза [1]. Кэмерон пообещал, что в случае, «если после парламентских выборов я сохраню пост премьер-министра», ближе к концу 2017 года он вынесет на референдум вопрос, стоит ли Великобритании и далее оставаться в составе ЕС.

Судя по итогам голосования, евроскептические настроения в Великобритании настолько сильны, что запросом на критику в адрес Евросоюза в Палату воспользовались не только консерваторы, но и шотландские националисты. Шотландская национальная партия во главе с Никола Стардженом (Алекс Салмонд ушел в отставку после проигрыша националистов на референдуме о независимости Шотландии) получила 56 мест в Палате общин в противовес 6 позициям на выборах 2010 года.

Вывод №2 заключается в росте националистических настроений. Успех Шотландской национальной партии – это, конечно, сенсация. Но и в предыдущем созыве Палаты общин было минимум 19 депутатов, представлявших политические проекты националистического толка. Теперь же ШНП получила 56 мест, но практически все небольшие националистические партии тоже сберегли свое представительство. Политическое крыло ИРА в лице «Шинн Фейн» получает 4 места против 5 в 2010 году, Plaid Camry – Партия Уэльса сохраняет свои 3 мандата, как и ирландские националисты из Социал-демократической и рабочей партии.

Представители Партии независимости Великобритании уступили свои позиции – если в прошлом созыве они имели 2 места в Палате общин, то сейчас не завоевали ни одного. Хотя и в предыдущий раз члены UKIP проиграла выборы, а 2 ее депутата победили во время дополнительного голосования. Поэтому есть вероятность, что так будет и на этот раз.

И, наконец, вывод №3 – это кризис традиционных левоцентристов, выразившийся в первую очередь в слабом результате лейбористов в виде 232 мест. В 2010 году лейбористы во главе с Гордоном Брауном аналогично проиграли выборы, но тогда они хотя бы получили 258 мандатов, а к концу созыва контролировали 256 мест в Палате общин.

На последние выборы лейбористы во главе с Эдом Милибендом отправились на выборы под лозунгом «Лучший План для Лучшего Будущего» (Better Plan for a Better Future). Но выгодный статус официальной «оппозиции ее величества», позволяющий критиковать власть и при этом демонстрировать непричастность к любым проблемам, терзающим рядового избирателя, слабо помог Лейбористской партии, понесшей самое разгромное поражение, начиная с 1987 года.

Консерваторы, находясь в статусе «партии власти», предсказуемо сделали акцент на достижениях кабинета Дэвида Кэмерона. Предвыборный слоган-2015 гласит «Останемся на пути к сильной экономике» (Let’s Stay On The Road To A Stronger Economy). А пояснения мелким текстом перечисляют главные, по мнению консерваторов, достижения – один миллион 750 тысяч новых рабочих мест, 760 тысяч новых коммерческих компаний и сокращение вдвое дефицита государственного бюджета. И здесь нужно признать, что первопричины нынешнего провала закладывали еще предыдущие лидеры партии Тони Блэр и Гордон Браун. Поставим себя на место обычного британского избирателя? Лейбористы во главе с Гордоном Брауном, находясь при власти, проводили курс на жесткую экономию. И консерваторы, которые находятся у власти сейчас, тоже проводят курс на жесткую экономию. Но жесткая экономия хотя бы идейно соответствует программным тезисам Консервативной партии. А когда социальные расходы начинают урезать «защитники трудового народа» в лице социалистов и социал-демократов, избиратели ощущают себя просто одураченными. Так какой смысл менять коней на переправе и голосовать за левых, если они ведут себя так же как правые?

Да и в целом поражение британских левоцентристов стоит рассматривать в контексте кризиса всего левого движения в Европе. И первопричина каждый раз одна и та же – зачем голосовать за левых, если они проводят в жизнь тот же курс на жесткую экономию, что и правые? Именно поэтому избиратели зачастую голосуют за правых или за популистов. К примеру, последние парламентские выборы в Греции прошли именно по такому сценарию, когда позиции Всегреческого социалистического движения PASOK потеснила Коалиция радикальных левых SYRIZA во главе с Алексисом Ципрасом. Можно вспомнить и состоявшиеся в феврале 2015 года парламентские выборы в Италии, где сенсацией стали результаты «Движения Пяти Звезд» во главе с комическим актером Беппе Грилло.

И, в завершение, либеральные демократы во главе с Ником Клеггом оказались в списке главных проигравших. Набрав 56 мест в 2010 году, Либерально-демократическая партия все пять лет выступала в качестве младшего партнера по коалиции вместе с консерваторами. Однако в новой повестке дня либеральные демократы просто потерялись. К примеру, в 2010 году либеральные демократы выиграли 18 из 32 округов на территории Шотландии, а сейчас – ни одного. 3 округа завоевали шотландские националисты, 7 округов – консерваторы и 8 округов – лейбористы. И вот результат – в сумме только 8 мандатов в Палате общин. Немудрено, что узнав о подобном разгроме Ник Клегг вечером 7 мая подал в отставку с должности главы партии.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Выборы,премьер,парламент,консерваторы,Великобритания,Дэвид Кэмерон,референдум в Шотландии
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.